Гайфуллин Ильнур » 20 май 2016, 03:46
Проблема инновационной педагогики в школе
Без странствий не создается
ни одна индивидуальность.
Гете
Многие педагоги, не удовлетворенные результатами своего труда, ищут новые направления деятельности со школьниками. В недрах педагогической практики шла работа, накапливался интересный опыт, который сегодня может и должен быть использован. Анализируя этот опыт, мы должны отобрать такие формы работы, такие методы и приемы, которые бы позволили не « лепить» личность по заранее заданному образцу, а формировать человека, обладающего устойчивым мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями и, вместе с тем, психологически лабильного, гибкого, способного усваивать и перерабатывать информацию, способного к саморазвитию в юношеском и зрелом возрасте.
Урок является основной формой не только учебной, но и воспитательной работы. Сознанием некоторых педагогов завладела удобная иллюзия: образование автоматически обеспечивает и высокий уровень воспитанности личности. Год за годом обучающая функция стремительно развивается в ущерб воспитывающей, причем она практически начисто вытесняет воспитание из школы. Само экономическое житье-бытье педагогики в школе, в котором всё измеряется часами урокодательства, подталкивает к простой мысли: главное – обучение, часы, успеваемость.
Поэтому, главным критерием сформированности комплексного воспитания в школе, на наш взгляд, является наличие таких условий, при которых каждый школьник и каждый учитель в зависимости от своих интересов, склонностей, особенностей характера, уровня физической подготовки мог бы включиться в разные виды творческой деятельности. Содержание этой работы будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся работа будет построена на самоорганизации, т.е. когда дети потребляют то, что сами производят. Ведь самодействие ребёнка – основа технологии воспитательной работы учителя. А вот этого-то и не приемлет авторитарная педагогика. Учитель привык все решать сам ( на то он и учитель), навязывать детям правильный, с его точки зрения, образ действия. И дети привыкают, что за них кто-то думает, ищет и находит правильные решения. И даже не чувствуют себя обделенными.
Вооружившись этими соображениями, мы начали строить свои взаимоотношения с детьми, исходя не из задач школы (государства), а из желаний, мыслей самих детей. Какими бы «ужасными» (низменными, примитивными, глупыми, не серьезными и даже рискованными) ни были эти помыслы и побуждения детей – надо исходить из них. Ибо они – реальность дня, а педагогические цели и задачи, отдаленные от нас во времени, - ориентиры которых мы еще, может быть, и не достигнем, хотя и стремимся к ним.
Не зря были выбраны такие виды, как ОФП, парашютный спорт, туризм и бокс. Ведь тяжело найти человека, который бы согласился под свою ответственность, «скидывать» детей с парашютом с высоты 800 метров, оставив их самих себя бороться за жизнь! Тем более уговорить родителей! Или отправить ребенка в многодневный поход, где ребенок вынужден выжить или «выставить» на ринг, где он вынужден принимать меры самостоятельно. Ведь именно здесь подросток вовлекается в самостоятельную, творческую деятельность самостоятельной личности. Именно здесь воспитание сознательной дисциплины, самоконтроля и саморегуляции поведения имеет свою специфику, поскольку эти занятия носят добровольный характер. Здесь важно понимание того, что дисциплина – это прежде всего, подчинение интересам коллектива, борьба с собственными желаниями, вступающими в противоречие с нормами поведения в обществе.
Исследуя результаты, мы обнаружили, что в данной атмосфере ребенок усовершенствует те качества, которые особенно необходимые в жизни. Это быстрота реакции, умение переключать внимание, быстро ориентироваться в обстановке, умение самостоятельно принимать правильное решения, быстро и точно их реализовывать, устойчивость к перепадам барометрического давления и ударным перегрузкам. А самое главное – чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления, психологически осознанной здоровой обстановки.