Образование в России переживает трудное время. Общеобразовательная школа все больше становится гуманитарной. Идея соединения обучения с производительным трудом предается забвению: ученические бригады, строительные отряды, производственные звенья, другие формы трудовых объединений учащихся не действуют. Учебно-материальная база образования не подкрепляется.
Перед современной школой стоят серьезные и ответственные задачи — обеспечить высокий уровень знаний учащихся и подготовить их к сознательному выбору профессии.
Применительно к сельской школе это означает — воспитать у учащихся любовь к земле, развить у них интерес к сельскохозяйственным профессиям и сформировать стремление овладеть этими профессиями. Эти задачи должны осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, но особое место в их решении должно быть отведено опытно-практической работе на пришкольном участке, которую следует рассматривать как первое звено в трудовом воспитании школьников, в подготовке их к сознательному выбору профессии.
В связи с этим учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавания биологии с жизнью. Она играет важную роль в повышении качества знаний учащихся по биологии, пробуждает и развивает у школьников различные познавательные интересы, знакомит их с методами приложения наук в практической деятельности человека, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует, совершенствованию практических умений и навыков, знакомит с научными основами сельскохозяйственного производства, воспитывает интерес к сельскому хозяйству и играет важную роль в профориентационной работе.