саматова » 04 апр 2012, 15:42
В наше время школьные учителя и
университетские профессора стремятся привить своим ученикам способность
мыслить критически. Мы знаем, что критическое мышление – это что-то
заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с
требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем.
Но все-таки, что такое критическое мышление? Это вопрос мне задавали и
учителя, которые только начинают экспериментировать с новыми
педагогическим подходами, и коллеги с немалым практическим опытом именно
в области критического мышления. Дать определение этого термина весьма
непросто: слишком много различных параметров – умений, видов деятельности,
ценностей – он в себя включает. Так о чем мы, собственно, говорим, когда
произносим “критическое мышление”?
В литературе встречается много определений этого термина, и отнюдь не
все они пребывают в согласии друг с другом. Между тем, явление это должно
быть одинаково понятно всем: от учительницы начальных классов до
преподавателя университета, представителям самых различных этносов и
культур, поэтому его определение должно быть достаточно гибким. И хотя
читатели этого журнала трудятся на самых различных участках обширного
педагогического поприща, я все же надеюсь, что мы сумеем приблизиться к
такому определению критического мышления, на которое можно будет
опираться в дальнейшем разговоре.