Гареева В.Т. » 26 апр 2012, 17:57
Предмет обществознание и право в Республиканском экономическом лицее-интернате проводится по учебным линиям Л.Н.Боголюбова и В.В.Певцова соответственно, на профильном и базовом уровнях. Одним из составных элементов структуры воспитания общественного сознания, является воспитание патриотизма, гражданственности, которое отражается через отношение к Отечеству, к Родине, к народу, к государству, к закону. Несомненно, патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом мы подразумеваем национальную и государственную идею единства и неповторимости нашего российского народа, который сформировался на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры сотни различных наций. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Решение именно этой задачи - воспитание патриотизма и гражданственности являются определяющим на моих уроках обществознания и права в течении всех пяти лет обучения в РЭЛ-И с 7 по 11 класс.
Никто не станет сомневаться, что в результате информационного прорыва России в первом десятилетии 21 века использование ИКТ в воспитании и обучении современных школьников является важным и даже необходимым элементом в обществоведческом школьном курсе. Я разделяю мнение Г.К.Селевко, что общая цель патриотического воспитания, воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за свою Отчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости. Поэтому, когда в 7, 9 классе на уроках обществознания изучается обязанности граждан России, в частности воинская обязанность, ученики с помощью интернета прямо во время урока знакомятся с уставом Вооруженных Сил России, родами войск, формой, оружием, ратными подвигами, военно-патриотическими молодежными организациями и т.д. При изучении на уроках права таких тем, как правовая культура молодого гражданина патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Поэтому на уроках-диспутах, затрагивающих наиболее злободневные темы общества, такие как «ЕГЭ – за и против», «ВТО – за и против» и др., социальные сети выступают как катализатор, или некая лакмусовая бумажка отражающая общее настроение современной молодежи. Современные информационные технологии помогают в творческой деятельности учащихся при создании самостоятельных мультимедийных презентаций. При изучении темы «Конституция Российской Федерации» ученики с большой увлеченностью создают презентации о государственных символах страны, органах власти, судах, местном самоуправлении. Все это способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, который включает в себя осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества), проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине, гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны, гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ.
Не вызывает сомнения и то, что важным условия наличия патриотизма является возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Поэтому такие темы как «Семья и брак», «Обязанности родителей и детей», «Семейное право» вызывают в учащихся несомненный интерес, а информационные технологии помогают исследовать новейшие статистические данные о браках, разводах, патронатных семьях, узнать информации о детских домах, о политике государства в поддержку материнства, отцовства и детства и т.д.
В интервью газете «Труд» Алексий II сказал, что чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен с религиозностью. Главные заповеди всех религий гласят - не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной многонациональной и многоконфессиональной страны. Поэтому изучая на уроках обществознания и права темы «Религия», «Религиозные объединения РФ», «Межнациональные отношения» красной нитью проходит мысль о гуманизме, толерантности, многоликости и патриотизме как главных добродетелях гражданина России. Подтверждение общности нашей многонациональной исторической судьбы находят ученики в информационных глубинах интернета – национальные культурные центры, Дни культуры народов России Москве и за рубежом, героические страницы истории Великой отечественной войны, помощь в борьбе с природными катаклизмами и т.д.
Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. А направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так семья и школа. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.