Халикова Л.Р. » 16 сен 2016, 07:22
Советы для педагогов, как себя вести с теми, кто выглядит подавленным,
беспомощным, утратившим надежду
1.Отнеситесь серьёзно к своим предположениям, что кто-то намеревается покончить с собой.
2.Будьте хладнокровны, твёрды, бесстрастны.
3.Вселяйте надежду и старайтесь выиграть время. Помогите человеку проанализировать свои чувства.
4.Спросите, какое событие непосредственно вызвало кризис – что явилось последней соломинкой, сломавшей спину верблюду. Например: «Ты, кажется, расстроен (тебе грустно, одиноко, ты чувствуешь себя униженным и т.д.). Что случилось? Постарайтесь сконцентрироваться на этой проблеме. Сначала постарайтесь, чтобы человек обдумал эту определённую проблему. Помогите ему распределить проблемы по степени важности, чтобы он затем начал планировать свои конструктивные действия. Заставьте человека предпринять что-нибудь конструктивное. Помогите ему выявить возможности, используя которые он может улучшить своё положение.
5.При случае приведите пример из своей жизни. Например: «Когда я сам был в полном отчаянии, я тоже думал о самоубийстве». Такие замечания нормализуют мысли о самоубийстве. Например: «Людям свойственно ощущение такой беспомощности и безнадёжности, что они иногда думают о том, чтобы свести счёты с жизнью. Это не означает, что такие мысли надо реализовать на практике. Большинство из нас когда-нибудь об этом думало».
6.Задайте вопросы типа: «Что ты делаешь в жизни такого, чего не хочешь делать? Что бы тебе действительно хотелось делать? О чём ты мечтаешь?» Проанализируйте эти мысли, стараясь найти просвет и вселить надежду, чтобы человек начал предпринимать нечто позитивное: изменять свои обстоятельства, отношение к жизни и т.д.
7.Спросите его, какие силы, умения, таланты, которыми он наделён, помогут осуществить его мечты. Если в ответ вы услышите «никаких», расскажите о качествах, которые вы видите в этом человеке. Например: «Ты умеешь слушать, на тебя можно положиться, ты честный и любящий» Если вы восстановите в человеке ощущение его ценности и достоинства, вы пробудите в нём надежду и чувство ответственности.
8.Расспросите, кто мог бы поддержать этого человека: друзья, семья и т.д. Например: «Кого бы ты хотел сейчас видеть рядом с собой?».
9.Если существует угроза жизни, возьмите ситуацию под контроль. Вы можете сказать: «Я могу принять участие в твоей жизни, а не в твоей смерти».
10.Не прибегайте к дежурным фразам, вроде «возьми себя в руки» или «Всё уладится». Не рассказывайте человеку о ком-нибудь, кто был в худших обстоятельствах – ваш подопечный уверен, что хуже, чем у него, не бывает!
11.Договоритесь, что снова свяжетесь с этим человеком через несколько часов. Предложите себя в качестве заботливого слушателя, пока он не получит профессиональную помощь. При непосредственном риске не оставляйте человека одного. Оставайтесь с ним сами или пригласите кого-то ещё.
12.Способствуйте тому, чтобы подросток обратился за помощью к школьному психологу, к врачу, к священнику, к специалисту. Важно, чтобы он обратился к кому-то, кто обучен помогать в разрешении эмоциональных проблем. Если человек упорствует, вы сами можете связаться с необходимым ему специалистом. Опять же, сделайте это в его присутствии.
13.Не обещайте потенциальному самоубийце хранить его секрет. Отказ сохранить тайну может на время испортить ваши отношения, но он может спасти жизнь.
14.Заставьте человека понять, что самоубийство не может разрешить стоящие перед ним проблемы, что он почувствует себя лучше, избегая мыслей о самоубийстве. Не облегайте эту мысль в форму обвинения, особенно если имеете дело с человеком, страдающим от ощущения собственной вины.
15.Убедитесь, что вы сделали всё возможное, чтобы справиться с кризисом, и почувствуете, что вы сделали нечто полезное, пытаясь разделить риск с другим человеком.
16.Наконец, одно из действенных средств - переключить внимание человека от мыслей о суициде на что-то другое, интересующее его. Для этого необходимо знать его ведущие неудовлетворённые потребности: если вы сумеете в какой-то мере удовлетворять их, этот человек ваш.
(З.З. Мурзаханову)