Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях

Модераторы: Губайдуллин М.И., Тимерьянова Л.Н.

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение alisaaa » 01 ноя 2016, 21:09

Уважаемые коллеги!

Выражаю огромную признательность за возможность прохождения данного курса.

Ниже представлены интернет ресурсы, по вопросам "психологического сопровождения личности в кризисных ситуациях", возможно там Вы найдете для себя что-то интересное:

Н.Г. Осухова "Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации"
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200103110

Н.Г. Осухова Между поддержкой и доращиванием: психологическое сопровождение подростков, переживших насилие
http://rl-online.ru/articles/4-03/229.html

Проект "Программы психологического консультирования-сопровождения семьи в момент кризисно-проблемной ситуации"
vah-psycholog.narod.ru/crisis_family.doc

С.В. Духновский "Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях"\
http://osp.kgsu.ru/duxnov/posobie_Dux.pdf


С уважением, Татьяна.
alisaaa
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 19:09

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение lzagieva@yandex.ru » 01 ноя 2016, 16:22

Спасибо большое за столь актуальный курс повышения квалификации. Программа курса насыщена информацией различного вида: это и текст, и видео, и презентации, и тестирование. Легко и просто представлен материал по модулям. Весь материал был доступным и познавательным. И большой «плюс» данных курсов заключается в том, что педагогам предоставлена возможность совершенствовать свои знания без отрыва от работы.
lzagieva@yandex.ru
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 ноя 2016, 16:13

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение Вера Ф » 30 окт 2016, 11:27

Работа с личностью через личностные метафоры
Личностная идентичность - это то, кем человек считает себя в глубине души; то, как он отвечает на вопрос: «Кто я?», это внутреннее согласие со своей личностной и социальной ролью. Большинство людей свою личностную идентичность представляют прекрасно и легко представляют на картинках, где представлены: мой бизнес, мои мечты и цели, мои ценности, образование, увлечения и контакты.
Тем не менее нередки случаи, когда человек не имеет какого-то внутреннего стержня, какой-то целостной картинки, с помощью которой он мог бы сказать себе: "Кто я". Иногда человек действительно не понимает или перестает понимать, кто он, где он и куда он идет. Эта внутренняя растерянность имеет очень разные корни и разные проявления: иногда за этим стоит сломанная жизнь, иногда - отсутствие элементарной привычки думать о будущем и думать вообще.
На этот случай существует очень продуктивный способ разобраться и поработать со своей личностной идентичностью, этот способ - работа с личностными метафорами. Личностные метафоры - это метафорические способы личностью видения себя.
Мы легко можем дать метафоры на своих близких и друзей: этот наш знакомый похож на медведя, этот - на зайчика, а эта - на лисицу. Как музыкальный инструмент, она - флейта, а он - старая медная труба... Также большинству из нас несложно найти картинку, которая метафорически рисует нас и нашу жизнь. Кто-то в такой картинке видит себя ракетой или паровозом, кто-то внутренне ощущает себя нежным лотосом, а кто-то чувствует себя сломанными часами в заброшенном старом доме...
Достаточно очевидно, что та или иная личностная метафора самым серьезным образом связана и во многом определяется самоощущением личности, ее жизненными ценностями и ее личностными ролями. Энергичный человек находит себя в более энергичных картинках-метафорах, у оптимистичного человека картинки-метафоры более светлые и яркие, у потерянного человека картинки чаще серые, тусклые и покрыты туманом. Дружественный характер картинок обычно свидетельствует о высоком эмоциональном тоне человека и его внутреннем дружелюбии, а тот или иной характер движения в картинке-метафоре отражает внутреннюю направленность человека к людям или внутрь себя, склонность плыть по течению или готовность бороться...
Как техника диагностической работы, работа личностными метафорами состоит в том, что человеку предлагается поискать метафору себя и своей жизни: метафору, в которой человек может узнать себя и в которой он захочет узнавать себя. Основные личностные метафоры, с которыми работают психологи синтон-подхода - это Дом моей души и Метафора жизни.
Однако важнейшее открытие, которое было сделано в синтон-подходе, состоит в том, что, изменяя свои личностные метафоры, можно влиять на свои жизненные ценности, личностные роли и свое самоощущение. Как ни смешно это звучит, но детская формула "Что нам стоит жизнь построить: нарисуем - будем жить!" - вдруг получила самое реальное воплощение: как только человек начинает перерисовывать картинки своих личностных метафор, создается база для настоящих изменений в его жизни.
Однако работа с метафорой жизни - техника не только диагностики. Оказалось, что это один из самых простых, глубоких и эффективных способов работы с внутренней структурой личности. Данная техника - не только экспресс-способ видения своего сегодняшнего дня, это еще доступный и интуитивно понятный способ формирования своего будущего, своих ценностей и целей.
Эта техника работы с личностными метафорами дает сильные результаты в достаточно широком диапазоне случаев - и в случаях серьезной "потерянности" личности, и в жизни вполне здоровых и успешных людей, когда у человека есть картинка своей жизни и себя в этой жизни, но человек хотел бы эту картинку уточнить и скорректировать.
Итого: если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять картинку своей жизни. Как минимум, сделайте свою картинку жизни осознанной. Если у вас только бессознательная картинка, она может строить вашу жизнь не так, как вам хотелось бы, и в этом случае вы лишены возможности что-то скорректировать.
Жизнь построил, но не ту. Кого-то или чего-то, важного вам — нет. Жизнь — пустая…
Если вы затрудняетесь в формулировке своей метафоры, если сразу картинка перед вашим внутренним взглядом не появляется, посмотрите и послушайте метафоры других людей: даже если вы говорите "Нет, это не мое!", постепенно вы начинаете понимать, а что же - ваше. См.→
________________________________________
Случаи из практики
Александр: три картинки жизни
— Моя картинка немного грустная. Я — это большие старинные часы с тяжелым маятником. В доме никого. Тик-так, тик-так, равномерное и бесконечное тик-так в старом доме… Я понял, что я живу в ожидании.
Часы символизируют ожидание, ты ровно делаешь все, что нужно, да?
— Да.
А дом старый, хотелось бы из этого дома выбраться, но пока прикован, как часы к стене…
— Угу.
И от тебя ничего не зависит, как в этой картинке?
— Мне кажется, эта стратегия наиболее верная… Она уверенная, точная. Надежная.
А как ты узнаешь, что в твоей жизни наступило что-то новое? Какой другой картинкой это будет символизироваться? Ты вышел из дома?
— Да, вышел из дома на природу… Холм, стало солнечно…
Ты там стоишь или идешь?
— Стою и оглядываюсь, выбираю куда идти.
Дороги пока не будет…
— Пока нет, да…
Для тебя это возможность выбора собственного пути.
— Цель, я знаю, есть, но дороги пока не видно... Точнее, дорог там много.
Хорошо. А теперь представь, что случилось третье событие: появление твоей дороги, твоего пути. Как ты увидишь, что твоя дорога уже есть?
— Я просто пойду по ней. Наверное, это будет тропинка, извилистая тропинка, но я буду по ней идти, искать и пробовать.
В дороге кто-то трясется в телеге, кто-то рулит на велосипеде, кто-то летит в роскошном открытом кабриолете, кто-то с огромным рюкзаком карабкается по скалам.
— Нет, я пойду пешком, налегке, наслаждаясь прогулкой.
Собственными силами, без привлечения третьих сил, скорее в одиночестве и без большого напряга… Да?
— Да.
Это та жизнь, которую ты себе формируешь на будущее?
— Да.
Она для тебя, по крайней мере сейчас, оптимальна?
— Ну, не очень нравится…
Что бы ты в ней изменил, чтобы точно понравилось?
— Добавить людей, народу должно быть побольше…
Интересная мысль! Ты хочешь уходить от одиночества?
— Да, хочу. Я понял, что я хотел бы даже часами быть кому-то полезным…
Аплодисменты!
________________________________________
Лена: когда я выйду в жизнь?
— Метафора моей жизни: я студент выпускного курса, готовлюсь к экзамену в читальном зале. Я уже много чего знаю, рядом со мной большая кипа учебников, сижу сосредоточенная, но все откладываю момент экзаменовки… То ли мне кажется, что я еще недостаточно готова, то ли я просто боюсь…
Ты та, которая сидит на попе и боится. Знает, что готова, но боится и тянет время своей жизни. Что бы ты хотела изменить в своей жизни, какую метафору ты бы нарисовала, чтобы сказать: «Я живу правильно!»?
— Ну, что я экзамен сдам, я знаю… А вот что я буду делать дальше, с дипломом...
Выходя с дипломом, я вижу, что… какая картинка дальше?
— Я буду применять свои знания.
Какой картинкой ты это увидишь?
— Не знаю, не вижу.
Придумывай картинку, Лена. Не придумаешь сама — тебя другие вставят в свои картинки, и очень может статься, что через пятьдесят лет ты поймешь, что прожила жизнь не ту, которую хотела.
Вера Ф
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 07 апр 2016, 13:49

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение Светлана Тагаева » 28 окт 2016, 17:42

Психология насилия в школе: агрессоры и аутсайдеры

Памятка для родителей
Аутсайдер
• не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
• не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
• одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
• по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
• задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
• у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
• выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
• выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
• приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
• выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор
• вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
• типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
• ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
• в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
• приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
• группируется со старшими подростками;
• имеет садистские наклонности;
• в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
• в игре навязывает друзьям свои правила;
• злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
• игнорирует указания и легко раздражается;
• введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
• не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Памятка для учителей и администрации школ
Аутсайдер
• его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
• на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
• во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
• его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны
• других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; >как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
• хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
• опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
• во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

Агрессор
• на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
• манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
• может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
• на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
• не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
• прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
• входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;
• спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.

Программа действий Отношение к окружающим

Аутсайдер Приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей Чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счет усидчивости и интеграции вне школы
Агрессор Добивается своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют Чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников
Уверенный в себе ребенок Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и другим Ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации
Светлана Тагаева
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 19:17

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение Вера Ф » 28 окт 2016, 11:10

Добрый день всем слушателям курса "Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях." Главное в нашей работе-беззаветная любовь ко всем детям ,искреннее сострадание к тем,кто оказался в трудной жизненной ситуации. Я думаю без этого, никакие тренинги,методики не принесут пользы нашим детям.
Вера Ф
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 07 апр 2016, 13:49

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение svetik35 » 28 окт 2016, 09:55

Спасибо большое за такой интересный и нужный курс в наше время. Для профилактики можно использовать следующие упражнения: Выговоритесь! Этот прием возможен, когда есть рядом кто-то обязательно доброжелательный и расположенный выслушать вас, пускай даже молча. Напишите письмо! Если подходящего слушателя нет или вы не хотите прибегать к первому приему, напишите все ваши огорчения и переживания в форме письма. Адресат не важен. Причем это письмо не обязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно, а скорее всего и полезно, перечитать его, проанализировать и сделать кое-какие выводы.Сделайте себе подарок! Эту рекомендацию можно выполнить как буквально, так и в переносном смысле – “подарив” себе несколько часов или целый день приятного времяпрепровождения. При этом помните, что такого рода “подарки” нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно потускнеет.Работая с детьми, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение, можно добавить задание. Например, при предъявлении спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, ребенку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревогу и т. д. Можно предложить детям ранжировать страшные ситуации от минимальных до самых сильных.
Взрослый может показать личным примером, как надо слушать музыку. С этой целью необходимо сесть рядом с ребенком, вместе слушать музыку, слушать музыку обнявшись и т. д. Предварительно, перед слушанием музыки, можно спросить, что ребенок хочет почувствовать, слушая музыку: радость, приятные ощущения, хорошее настроение, теплоту, приятные воспоминания?
Слушание классической и духовной музыки поможет ребенку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку и т. д.
svetik35
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 28 окт 2016, 09:26

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение svetik35 » 28 окт 2016, 09:44

Спасибо большое за такой познавательный курс. Очень полезная информация в наше время. Для профилактики можно использовать следующие методики:Напишите письмо! Если подходящего слушателя нет или вы не хотите прибегать к первому приему, напишите все ваши огорчения и переживания в форме письма. Адресат не важен. Причем это письмо не обязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно, а скорее всего и полезно, перечитать его, проанализировать и сделать кое-какие выводы.Выговоритесь! Этот прием возможен, когда есть рядом кто-то обязательно доброжелательный и расположенный выслушать вас, пускай даже молча.Музыкотерапия. Отдельным видом психологической помощи может быть специально организованная работа с использованием музыкальных произведений и инструментов. Можно рекомендовать использовать музыкальные произведения классической музыки. и т. д.
svetik35
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 28 окт 2016, 09:26

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение Зиля Ликандрова » 28 окт 2016, 06:00

День добрый!прочитала статью об агрессивном ребенке. Интересно и доступно. Спасибо.
Зиля Ликандрова
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 07:27

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение zilya_hasan » 27 окт 2016, 16:23

Хочу выразить огромную благодарность организаторам и кураторам курса "Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях". Ведь данный курс очень актуален в наше время. За 30 лет своей педагогической работы пришлось столкнуться с похожими проблемами.
Я считаю, что основные задачи в кризисных ситуациях - это: помощь в преодолении кризисной ситуации, сохранность психологического здоровья, способствующего школьной успеваемости и развитию ребенка в соответствии с возрастными этапами.
Особая роль при оказании психологической помощи принадлежит учителю как специалисту, находящемуся в этой системе к ребенку ближе всех и являющемуся связующим звеном между учащимися, их родителями и психологами.
zilya_hasan
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 апр 2012, 15:28

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение zilya_hasan » 27 окт 2016, 16:06

При оказании экстренной психологической помощи в школе очерчиваются следующие основные направления работы психолога в ОУ в кризисной ситуации:
-установление контакта с администрацией учреждения и другими его сотрудниками, психологами психологической службы района. Сбор информации, оценка ситуации, уточнение запроса, определение плана действий;
-взаимодействие с классным руководителем, другими педагогами. Получение предварительной информации о состоянии отдельных учащихся, организация встречи с учащимися, родителями, информирование о признаках психологического неблагополучия, о службах, оказывающих необходимый вид помощи, консультирование по вопросам взаимоотношений с учащимися, пережившими данные события. Следует также обратить внимание педагогов на их собственные чувства, возникшие в связи с ситуацией, и оказать (по запросу) психологическую помощь (осознание, принятие, отреагирование чувств; актуализация ресурсов);
- взаимодействие со школьным психологом. Получение предварительной информации о состоянии учащихся, о предпринятых мерах, в конкретных случаях – сбор анамнеза, совместная разработка дальнейших действий, профессиональное сопровождение психологов школы в кризисной ситуации;
- встреча с классом (групповая и, в случае необходимости, индивидуальная) с целью выявления группы риска;
- оказание экстренной психологической помощи. Взаимодействие, в случае необходимости, со специалистами других ведомств;
- проведение профилактических мероприятий.
zilya_hasan
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 апр 2012, 15:28

Пред.След.

Вернуться в Сообщество психологов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1