Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях

Модераторы: Губайдуллин М.И., Тимерьянова Л.Н.

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение valya66 » 27 окт 2016, 15:56

Говоря о возможностях психологической помощи в кризисных ситуациях, нельзя не остановится на одной из основных методик - методике кризисной интервенции, которая базируется на теории кризиса Э. Линдеманна и концепции стадий жизненного цикла и кризиса идентичности Э. Эриксона. Основная идея, положенная в основу кризисной интервенции - это концентрация консультирования на актуальной ситуации, то есть работа с возникшей при кризисе проблемой и чувствами клиента по отношению к ней. В кризисной интервенции важно оставаться "здесь и сейчас", не углубляясь в историю клиента и другие, прошлые проблемы, даже если они и связаны с актуальной. Цель интервенции заключается не столько в том, чтобы решить проблему, сколько сделать возможной работу над ней, так как многие проблемы, возникающие в кризисе, невозможно решить немедленно. Понятно, что приведенное направление психологической помощи людям, переживающим кризис, - лишь маячок в бушующем море человеческих переживаний, ведь каждый обратившейся за помощью - ни на кого непохож и проживает свою, единственную и неповторимую, жизнь, а значит - и свой, чем-то особенный, кризис.
valya66
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 15:01

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение Лидочка76 » 27 окт 2016, 15:37

Добрый вечер!Тема курса очень актуальная на сегодняшний день. Ознакомилась с материалом курса, очень интересно и познавательно! Много полезного и познавательного материала. Буду сама использовать в работе и рекомендовать своим коллегам.
Лидочка76
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 27 окт 2016, 15:03

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение valya66 » 27 окт 2016, 11:09

Содержание коррекционно-обучающего тренинга «Переживание подростками критических ситуаций»
Арт – терапевтический блок.
Группа 1. Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром. Цель – отреагирование эмоций, связанных с отношением к себе; рефлексия индивидуальных потребностей и отношений с другими людьми.
Занятие 1 Введение. Упражнения с цветами – используя цвета, которые наиболее и наименее предпочтительны в данный момент, попытайтесь изобразить ими разные формы, линии и исследуйте их смысловые значения. Исполнение темы. Упражнение «Знакомство» – представьте себя группе, не прибегая к словам и пользуясь только рисунком. • Используя лист ватмана, нарисуйте плакат, иллюстрирующий Ваш образ жизни; в рисунке отразите свои интересы, ценности, семью, друзей, род занятий. • Изобразите с помощью цветов, форм и линий особенности своего мироощущения.
Занятие 2 Введение. Упражнения с цветами – выберите цвета, отражающие особенности Вашего характера или состояния и попытайтесь, изображая ими разные линии и формы, исследовать их смысловые значения. Исполнение темы. «Автопортрет» – нарисуйте свое реалистичное изображение; нарисуйте, как Вам хотелось бы, чтобы Вас воспринимали; изобразите, как Вас видит ваш друг и недруг. «Метафорический автопортрет» - нарисуйте себя в виде какого- нибудь предмета или животного (можно изобразить фон). • После создания образа расскажите о нем от первого лица. • Нарисуйте, каким предметом или животным вам хотелось бы быть. • Изобразите себя в виде предмета, отражающего ваше состояние в данный момент. • Изобразите себя в виде растения на том или ином этапе его развития. Обратите внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста растения.
Занятие 3 Введение. Упражнения с цветами – выберите цвета, «нейтрализующие» ваши негативные переживания, и, используя их, создайте какой-нибудь образ. Исполнение темы. «Грани моего Я» - изобразите себя в центре листа и разместите вокруг образы, отражающие разные грани вашей личности. Обратите особое внимание на расположение образов, их размер. • Разместите вокруг себя предметы и людей, отражающих ваши взаимоотношения. • Изобразите себя в виде сообщества разных персонажей, отражающих различные стороны (грани) вашего «Я». • Нарисуйте четыре «Я» - 1)реальное; 2)воспринимаемое с внешней стороны (социальное); 3)идеальное – то, каким хочу быть; 4) будущее.
Занятие 4 Введение. Упражнения с цветами – используя два цвета, (приятный и неприятный для вас), создайте какой-либо образ и сочините о нем рассказ. Исполнение темы. «Хорошее и плохое» - изобразите то, что в вас есть хорошего и плохого; что вам в себе нравится и не нравится; свои достоинства и недостатки. • Изобразите идеальное и реальное «Я», включая их положительные и отрицательные стороны. • Изобразите положительное «Я» и отрицательное «Я»; сочините разговор между ними.
Занятие 5 Введение. Упражнения с цветами – создайте два рисунка: один из цветов, приятных вам, другой - из неприятных, а затем сравните оба рисунка. Придумайте разговор между ними. Исполнение темы. Мои секреты: • изобразите себя в одиночестве и на людях; в абстрактно- символической форме нарисуйте, что вы чувствовали, когда были одни и в окружении людей; • изобразите свое социальное «Я» и приватное «Я» - то, которое никто никогда или почти никогда не видел и не увидит; • нарисуйте маску самого себя, изображающую вас в состоянии: а) тревоги; б) тоски, печали, отчаянья; в) напряжения; г) в веселом приподнятом настроении. Придумайте историю, в которой эти состояния выступают в роли действующих лиц.
Занятие 6 Введение. «Вырезанные формы» - начертите какую-нибудь фигуру, затем выстрегите её и создайте на ней изображение. Придумайте рассказ о том, что чувствует; что думает; что хочет и что может ваша фигура. Исполнение темы. «Желания» - изобразите реалистически или абстрактно несколько ваших желаний: • что вы хотите, что является для вас привлекательным; • что вы хотели бы уметь; • каким вы хотели бы быть; • нарисуйте, где бы вам хотелось сейчас находиться; • нарисуйте то, с чем связанны ваши надежды; • представьте, что вы переправляетесь через реку; нарисуйте то, что находится на другом берегу; • представьте, что вы подрастающее растение; изобразите окружающий вас пейзаж; • изобразите себя в безопасном, приятном месте, а также людей, животных или предметы, которые находятся рядом с вами.
Группа 2. Я и моя жизнь. Цель – осмысление себя в контексте собственной жизни; в контексте психологического времени личности, включающем психологическое прошлое, настоящее и будущее.
Занятие 7 Введение. «Правая и левая рука» - выберите разные цвета для правой и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками; открыв глаза, сформируйте образы и опишите их. Объясните выбранные вами цвета. Исполнение темы. «Воспоминания детства» - проиллюстрируйте одно из своих наиболее ранних или наиболее ярких детских воспоминаний: • изобразите по одному из самых счастливых и несчастливых событий своего детства (или несколько связанных друг с другом событий); • нарисуйте в абстрактной форме свое детство и раскрасьте его каким либо цветом; • изобразите то, что вам запрещали или не давали делать в детстве; • обозначьте переживания, которые у вас возникли, каким либо цветом; • изобразите одно из самых ранних воспоминаний, связанных с расставанием или разлукой. Какое отношение оно может иметь к ситуациям, связанным с расставанием в настоящий момент? Занятие 8 Введение. «Каракули» - закрыв глаза, размашистыми движениями рук создайте каракули. Посмотрев на полученное изображение с разных сторон, попытайтесь найти в нем образ и развить его. Исполнение темы. «Линия жизни» - изобразите свою жизнь в виде линии или пути на местности. Обозначьте символами или словами наиболее значимые события (группу событий) своей жизни. • Изобразите жизненный путь в виде лабиринта или спирали с обозначениями, которые должны включать прошлый, настоящий и будущий периоды жизни. Раскрасьте свое прошлое, настоящее и будущее в разные цвета, в зависимости от характера событий, которые в них происходили. «Обзор жизненного пути» - нарисуйте сцены, связанные с наиболее яркими воспоминаниями вашей жизни. • Нарисуйте сцены из своего прошлого (детства) и настоящего периода жизни. Раскрасьте свое прошлое и настоящее в какой-либо цвет. С чем связан выбор вами цвета? •нарисуйте сцены, связанные с хорошими и плохими воспоминаниями, и раскрасьте их в какой либо цвет; • нарисуйте сцены, связанные с наиболее важными событиями вашей жизни; • нарисуйте сцены, связанные с «сильными» чувствами, испытанными вами в прошлом – одиночество, покинутость; сильное внутреннее напряжение; тоска, подавленность; страх, опасение. Каждое чувство обозначьте определенным цветом и объясните его выбор. •выберите цвет, который нейтрализует ваши негативные переживания; • изобразите людей – представителей социальных сетей (учителей, друзей, знакомых), с которыми у вас связаны «незавершенные» дела или которым вы не успели сказать и сделать то, что хотели бы сказать и сделать. Занятие 9 Введение. «Каракули» - свободным движением руки нарисуйте сложный «клубок» линий. Найдите в каракулях какой–нибудь образ и сочините про него рассказ. Исполнение темы. «Прошлое, настоящее и будущее»: • создайте три рисунка, изображающих вас в прошлом, настоящем и будущем; • нарисуйте то, что наиболее важно для вас в настоящем, прошлом и будущем; • нарисуйте отрицательные и положительные моменты вашего будущего;• изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения; каждое направление раскрасьте определенным цветом; • изобразите трудные, критические ситуации вашего прошлого, настоящего и будущего. Каким-либо цветом обозначьте эмоции, которые вы испытывали, объясните ваш выбор цвета; • нарисуйте, откуда вы пришли; где находитесь и куда двигаетесь; • нарисуйте ваши потери в прошлом, то, что вы приобрели в настоящем, и то, что вы можете приобрести в будущем. С каким цветом это ассоциируется? •изобразите людей, наиболее значимых для вас в прошлом и настоящем. Группа 3. Переживание критических (трудных) ситуаций. Цель – выражение чувств, связанных с критическими ситуациями и их переживанием-преодолением. Занятие 10 Индивидуальная работа – изображение критической ситуации (конфликта), служащее выявлению чувств, связанных с ней, и определению возможных вариантов его разрешения. Введение. «Каракули» - используя различные цвета, нарисуйте каракули. Постарайтесь выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей. Исполнение темы. «Проблемы» - изобразите наиболее значимую для вас проблему или ту, которая имеет устойчивый характер. •изобразите те выгоды, с которыми могут быть связаны эти проблемы; • выберите цвет и изобразите ваши чувства, связанные с проблемой;
Занятие 11 Введение. «Кляксы» - используя отпечатки краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки), создайте образ и опишите его. Цветом обозначьте, что вы чувствовали в процессе рисования. Исполнение темы. «Критическая ситуация» - изобразите критическую, трудную для вас ситуацию в виде «рассказа в картинках», выделяющего стадии её развития и события, из которых она состоит. •создайте маски участникам критической, трудной ситуации; • создайте композицию на тему «шторм», «взрыв», «огонь», «чудовище» для того, что бы дать выход чувствам, связанным с критической, трудной ситуацией.
Занятие 12 Введение. Напишите свои инициалы или автограф как можно крупнее, а затем попытайтесь найти в очертаниях образ и развить его. Исполнение темы. «Утраты» - нарисуйте образ или символ потери (вещи, человека, ситуации) или нереализованного желания. •выбрав какой либо цвет, нарисуйте, что вы чувствовали в ситуации утраты и в данный момент; «Ассоциации с цветами» - нарисуйте разными цветами «радость», «покой», «удовлетворенность». Это задание используется для снятия эмоционального напряжения.
Занятие 13 Введение. «Чернильные пятна и бабочки» - капните чернилами или жидкой краской на бумагу, сверните лист пополам, а затем разверните. Преобразуйте полученные пятна в образы и составьте на основе них рассказ. Исполнение темы. «Страхи» - изобразите свой страх (или страхи), а также то, с чем он связан. • Представьте, что вы прячетесь. Где и от кого? Нарисуйте эту ситуацию. • Нарисуйте себя потерявшимся в диком лесу. • Представьте незнакомую дверь или ворота. Нарисуйте, что или кто находиться за ними.
Занятие 14 Парная работа – невербальное взаимодействие, осуществляющееся в процессе изобразительной работы, способно генерировать конфликт, который затем обсуждается. Введение. «Разговор» - каждый участник группы выбирает для себя цвет и подбирает партнера, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают «разговор» цветов на одном листе бумаги. Каждый старается вести свою линию примерно параллельно линии партнера или продолжая её. • Предварительно распределив цвета, используйте разные формы и пятна в ответ на формы и пятна, используемые партнером. • Попытайтесь имитировать эмоционально окрашенный разговор (спор, конфликт). Исполнение темы. «Критическая ситуация (проблема) и ее разрешение» - один подросток изображает проблему на одной части листа, другой подросток её разрешение на второй половине листа. • Нарисуйте чувства, которые возникали у вас и вашего партнера. «Опасное путешествие» - один рисует путь с препятствиями, другой – способы их преодоления. • Нарисуйте и обозначьте цветом чувства и переживания, которые у вас возникали при встрече с препятствием, в процессе его преодоления, и после того, как вы его прошли.
Занятие 15 Групповая работа – дает возможность наблюдения за групповыми ролями и их динамикой, что позволяет выявить конфликт и найти подходы к его разрешению как в процессе работы, так и при ее обсуждении. Введение. «Рисунок на влажной бумаге» - на влажную бумагу нанесите кистью или разбрызгайте водорастворимые краски. Обратите внимание на смешивание цветов и свои ощущения, связанные с этим. • Пользуясь фломастером (карандашом), обведите или соедините отдельные цветовые пятна и дайте им названия. Исполнение темы. Рисование историй возникновения критических ситуаций в подгруппах по два – пять человек с последующей их передачей другой подгруппе, которая пытается определить содержание рисунка, роли отдельных участников событий. «Критическая ситуация» - каждая подгруппа изображает заданную психологом или выбранную самостоятельно критическую ситуацию и варианты ее разрешения. Затем обсуждаются взгляды на эту ситуацию; то, как она может повлиять или влияет на их жизнь; обсуждаются различия в оценках данной проблемы. «Интерпретации» - каждый изображает какое-либо чувство, связанное с переживанием критической ситуации, и обозначает его на обороте листа. После этого рисунки перемешиваются и выбираются по одному для интерпретации и сравнения с обозначениями на обороте листа.
Психодраматический блок в сочетании с элементами тренинга личностного роста.
Цель – коррекция дисфункциональных, неэффективных способов переживания-преодоления критических ситуаций и выработка на этой основе адаптивных стратегий преодоления трудных, критических ситуаций – не нарушающих личностное развитие подростков. Своеобразной единицей, минимальной целостностью данного блока, согласно А.Г. Лидерсу (1996), будет выступать «искусственно сконструированная или подсмотренная руководителем естественная ситуация, в которой участник тренинга побуждается к совершению своеобразного микропоступка, совершает его, а затем получает от друзей и дает им обратную связь – что он переживал и что они переживали, что они видели и чувствовали в этой ситуации микропоступка и испытания для одного из участников тренинга. Схематически эта клеточка выглядит так: «ситуация – действие и переживание в ситуации – рефлексия и обратная связь». Это способно привести к личностному росту, который понимается как «результат особой работы, особой деятельности личности, которая развертывается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних побуждений нечто, что переживается ей самой как своеобразный выход за её пределы. Это нечто, выход за пределы наличной личности, и есть (микро) поступок личности». В качестве тем «естественных ситуаций», выступающих в качестве основного содержания занятий этого блока, предлагаем использовать критические ситуации, выявленные нами в экспериментальном исследовании. Их можно разделить на три группы: 1. «Сверстники, друзья» • конфликты, споры – любые «неудачные» отношения с друзьями, одноклассниками, после которых возникали неприятные переживания, а также необдуманные поступки и действия; • конфликтные отношения друзей (подруг) с вашими родителями, вызывающие у вас чувство обиды, неудовлетворенности, напряжения, одиночества, злости, безысходности (безвыходности). 2. «Семья» • конфликты, ссоры, напряженные отношения между родителями, между родителями и родственниками; • напряженные, конфликтные отношения с братом (сестрой); • напряженные, плохие отношения с родителями. 3. «Школа» • напряженные отношения между родителями и учителями; • конфликты с учителями, с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом школы; • плохие взаимоотношения с одноклассниками. Общей чертой при описании каждой ситуации является то, что в ней у подростков возникают состояния, в основе которых лежит психотравмирующее переживание, а также то, что в качестве «выхода» из ситуации подростки используют определенный тип (клиническую форму) отклоняющегося поведения. Это могут быть побеги из дома, употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков), совершение противоправных действий, ауто и гетероагрессия. При обсуждении каждой сессии необходимо делать упор на то, что девиантное поведение подростков является следствием неэффективного переживания критических ситуаций, их псевдопреодолением, а также на поиск новых альтернативных стратегий преодоления трудностей без ущерба для личностного развития. Сценарий для ролевых игр не является жестко детерминированным психологом. Иногда он определяется самим подростком, выступающим в качестве протагониста по ходу психодраматической сессии. В качестве упражнений для «разогрева» - как начального этапа психодарматической сессии - предлагаем следующие: «Встретились два существа» - участники получают задание придумать и показать сценку, как встретились два существа и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие – они должны представить каждое существо без слов. То есть, надо жестами, мимикой, возможно, типичными для этого существа звуками показать характерные его особенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга. «Матрешка» - используется для облегчения самопрезентации подростка и стимуляции у него стремления к самопознанию, самораскрытию.
Инструкция: упражнение, которое ты сейчас будешь выполнять (если захочешь), дает возможность лучше узнать, кто ты такой и что скрывается за твоей внешней оболочкой… Дело в том, что в человеке много пластов. Верхний – это тот образ, то лицо, которое человек демонстрирует миру. Этот образ виден всем. А вот нижние слои скрыты от посторонних глаз, а порой и сам человек слабо знаком с ними. Я хочу, чтобы ты на время представил себя такой матрешкой, как бы стал ею. Сначала нужно описать себя таким, каким тебя видят другие люди. Затем – открыть матрешку, найти там скрытый от посторонних глаз слой и тоже рассказать о нем. Потом ты снимешь с матрешки еще одну оболочку и откроешь следующий, более глубокий пласт… Пожалуйста, рассказывай о себе до тех пор, пока не дойдешь до таких частей своего «Я», которые ты никому не хочешь показывать. Этот прием помогает избежать дискомфорта и обеспечивает подростку, выполняющему упражнение, психологическую безопасность. «Граница» - участники располагаются попарно на расстоянии десяти шагов друг от друга. Необходимо медленно продвигаться навстречу друг другу и постараться уловить момент, когда будет неприятно дальнейшее приближение партнера, одновременно следя за тем, когда этот момент возникнет у него.
«Психологическая дистанция» - изображение ближайшего окружения подростка (протагониста) через расстояние. При этом психологическая дистанция определяется как оценка отношений человека с конкретными людьми, представленная во внешних количественных (пространственных) характеристиках. Инструкция: степень близости наших отношений с тем или иным конкретным человеком может быть определена с помощью понятия «психологическая дистанция». Давайте попробуем выразить близость-дальность отношений друг с другом через расстояние в пространстве. Доброволец должен встать лицом к стене, а все остальные участники располагаются за его спиной на таком расстоянии, которое символически будет выражать близость их отношений с ним. При этом необходимо учитывать взаимное расположение относительно друг друга. Затем стоящие за спиной должны разойтись, запомнив при этом свои места. После этого доброволец поворачивается и расставляет участников так, как, по его мнению, они должны были встать. В заключение, проводя обсуждение возникших переживаний, следует подумать над такими вопросами: Сложно ли было прогнозировать расположение своих товарищей? Чувствовали вы себя уверенно, когда расставляли их по местам? Постигло ли вас разочарование, когда вы увидели, какие места они заняли сами, или, напротив, вас это обрадовало? Что вас удивило в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и своих товарищах?
«Волшебный магазин» - участникам необходимо представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются чудесные вещи – любовь, мужество, мудрость, уважение и т. п. Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-либо товар. Режиссер, играющий роль хозяина лавки, уточняет, сколько нужно; от кого; в связи с чем. Потом он просит что-нибудь взамен, по бартеру. Разработка этой темы приводит к тому, что добровольный покупатель начинает лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий. В качестве психодраматических техник можно использовать следующие: Обмен ролями – протагонист (подросток) играет в психодраме роль какой либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» (другой подросток из группы) берет на себя роль протагониста. В этом случае вспомогательное «Я» становится объектом проекций, поэтому при обмене ролями протагонист получает доступ к отвергаемой им части собственной личности, выражает вытесненные потребности, желания, скрытые мотивы. Техника используется для того, чтобы из другой роли подросток получил необходимые ему поведенческие образцы или качества. Применение техники позволяет пережить новый эмоциональный опыт и расширить поведенческий репертуар. С ее помощью можно управлять эмоциональным напряжением разыгрываемого действия Зеркало – подросток, выступающий в роли вспомогательного «Я», должен как можно точнее сымитировать поведение протагониста на сцене, в то время как протагонист покидает место действия. В этой технике искусственно создается проекция для того, чтобы подросток обнаружил те аспекты поведения, а через них желания и чувства, которые ранее отвергал. Проекция на будущее – позволяет разыграть возможный вариант развития событий (сцену из будущего). Применение техники дает возможность апробировать новые поведенческие стратегии, закрепить те способы действия, которые были освоены в психодраме. Моделирование – демонстрация вспомогательным «Я» альтернативных способов действий для того, чтобы протагонист нашел приемлемый для себя образец. Происходит обучение подростка новым поведенческим стратегиям. Свеча – кратковременное, длящееся несколько минут пребывание каждого участника в роли протагониста. Разговоры за спиной – протагонист садиться спиной к группе и слушает, как его обсуждают. В качестве дополнения отметим, что для избежания методической ошибки при проведении психокоррекционной работы с подростками необходимо учитывать, что прохождение арт- терапевтического и психодраматического (с использованием элементов тренинга личностного роста) блоков происходит параллельно друг другу, в виде двух относительно самостоятельных, но взаимодополняющих тренингов. Они проходят в разное время и в разные дни. Для более эффективной работы необходимо взаимодействовать с социальным окружением подростков: родителями, опекунами, педагогическим составом школы или реабилитационного центра в зависимости от того, где осуществляется психокоррекционное взаимодействие. Форма промежуточного и окончательного контроля. В качестве промежуточного контроля можно использовать устные самоотчеты участников во время чаепития, которые в свою очередь помогают подросткам лучше осознать свои успехи, изменения, если таковые произошли, а также это дает ведущему возможность контролировать эффективность работы, проводимой с подростками.
Для окончательного контроля можно использовать анкету, разработанную Головатенко И., Лидерсом А. (1999):
1. Что ты ожидал (а) от тренинга? 2. Знал (а) ли ты, что такое тренинг? 3. Соответствовало ли то, что было на тренинге, твоим ожиданиям? 4. Что тебе понравилось на тренинге? 5. Что тебе не понравилось на тренинге? 6. Поменялся (ась) ли ты (как человек, как личность) за время тренинга? 7. Если поменялся (ась), то что с тобой произошло? 116 8. Кто еще из ребят, с твоей точки зрения, поменялся, и поменялся больше всего? 9. Какие из упражнений тренинга оказали наибольшее влияние на тебя? На группу? 10.Было ли скучно в группе? Когда? 11.Было ли тебе страшно в группе? Когда? 12.Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время тренинга? О чем? 13.Что из того, что ты получил (а) на группе, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас? 14.Легче ли тебе стало анализировать особенности поведения окружающих тебя людей? 15.Стал (а) ли ты лучше понимать себя? 16.Нужна ли тебе такая тренинговая группа? 17.Как ты считаешь, нужен ли еще один цикл тренингов? 18.Какие проблемы ты хотел (а) бы обсудить? 19.За кого в ходе тренинга вы переживали особенно много? 20.Что бы ты хотел (а) пожелать себе? Другим? Ведущему? 21.Самое важное для вас событие тренинга. Было ли оно? В чем оно заключалось?
valya66
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 15:01

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение Мустафаева » 27 окт 2016, 11:00

Добрый день! Периодически обновлять базу своих знаний необходимо всем педагогам. Шагать в ногу со временем и узнавать что-то новое нам, педагогам-психологам тем более нужно. Безусловно, курсы для меня как глоток свежего воздуха пошли только на пользу. И это только начало, весь курс еще я не прошла, но процесс "обновления данных" уже пошел :D . Благодарна руководителям курсов!
Мустафаева
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 27 окт 2016, 10:45

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение Зиля Ликандрова » 27 окт 2016, 07:50

Основным моментом модернизации современной системы образования является создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации психолого-педагогического сопровождения. Первая Всероссийская конференция специалистов системы сопровождения, на которой сопровождение было определено, как особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития в условиях образовательного процесса состоялась в 1998 году. Главным результатом этой конференции стало принятие правительством РФ Постановления № 867 (от 31.07.98) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», которое законодательно определило функционирование системы сопровождения в стране. Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса. Изучение осуществляется в целях оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности учащихся и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния. Понятие психологического сопровождения введено психологами Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой в 1993 году как концептуальный подход в работе с детьми детского сада и младших классов и как сопровождение естественного развития ребенка, предотвращая всякое возможное их искажения и торможение. Программы составляются таким образом, что ими можно было бы варьировать, сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию и не подавлять. Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помои ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса. Автор идею сопровождения сближает с идеей поддержки, отмечает, что технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, а также с педагогами. Технологии сопровождения предполагают использование аналитических, оценочных, диагностических, развивающих и обучающих методов. Первенство остается за системой активных методов обучения, а также различными формами индивидуальной работы, психологического моделирования и проектирования. Конечной целью психологического сопровождения является содействие полноценному развитию и саморазвитию личности, ее самоопределению и самоактуализации, предполагающим максимальную возможность обретения себя и осуществления личностных выборов. Известный отечественный психолог М. Р. Битянова рассматривает психологическое сопровождение как модель организации психологической службы в образовании, как отражение системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога на практике. Автор определяет свой подход как «парадигму сопровождения», подчеркивая его деятельностную направленность и отмечая, что эта система выросла из практики, ориентирована на практику и как на свою конечную цель, и как источник своего собственного развития. Цель работы в модели психологического сопровождения состоит в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на развитие его самопознания, активизацию поиска путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Окружающие ребенка взрослые рассматриваются М. Р. Битяновой как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-педагогического сопровождения. В системно-ориентированной деятельности психолого-педагогического сопровождения, предложенного М. Р. Битяновой, педагог-психолог решает три основные задачи. 1. Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения (диагностический минимум). Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия можно делать вывод о благополучном развитии, и дальнейшее развитие направлять на создание условий для перехода на следующий этап возрастного развития. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности. 2. Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа. 3. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и социально-диспетчерской работы. В организационной модели сопровождения М. Р. Битяновой, которой придерживаемся и мы, в качестве «базисных элементов» выделяются: социально-психологический статус — характеристика требований-возможностей ребенка определенного возраста, представляющая некий ориентир, содержательную основу для диагностики, коррекционной работы; диагностический минимум (набор методик), позволяющий выявлять те или иные показатели развития: психолого-педагогический консилиум как метод «сборки» целостного портрета ребёнка и класса и выработки стратегии сопровождения и конкретизации содержания работы. Объектом школьной педагогической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия. Е. И. Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития. Е. И. Казаков отмечает, что можно выделить 3 основных вида сопровождения: - предупреждение возникновения проблем; - обучение сопровождаемых методам решения проблем в процессе разрешения проблемных ситуаций; - экстренная помощь в кризисной ситуации. Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны. Например, начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей. Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение на различных ступенях обучения представляет собой целостную, системно организованную деятельность всех участников педагогического процесса (учителей начальной и основной школы, психологов и родителей). Как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают нехватку знаний в области психологии и педагогики, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения и сотрудничества. Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Таким образом, реализация психолого-педагогического сопровождения может обеспечить повышение эффективности образовательного процесса.
Зиля Ликандрова
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 07:27

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение Зиля Ликандрова » 27 окт 2016, 07:45

Добрый день!Прочитала статью про Взаимосвязь ценностных ориентаций и степени социализированности в юношеском возрасте. Интересно и легко воспринимается Спасибо за такую информацию.
Зиля Ликандрова
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 07:27

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение vahitova88 » 26 окт 2016, 19:36

Здравствуйте всем участникам форума. Хочется выразить огромную благодарность за такой обширный и доступный курс!
vahitova88
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 19:33

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение Светлана Тагаева » 26 окт 2016, 19:27

Здравствуйте! Огромное спасибо за предоставленные материалы, за возможность пользоваться предоставленными ресурсами. Действительно хотелось бы и опытом обменяться по данной проблеме
Светлана Тагаева
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 19:17

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение Anny » 26 окт 2016, 19:23

Здравствуйте! Изучаю данный курс. Очень все интересно, но, к сожалению, слишком мало времени на изучение.
Anny
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 19:20

Re: Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуа

Сообщение aminzidaf » 26 окт 2016, 16:28

Здравствуйте! С интересом изучаю материалы курса. Хочу поделится : " Действия педагогов и психологов в отношении к ребенку, имеющему намерение к самоубийству".
1. Не отталкивайте его,если он решил поделиться с вами своими проблемами, ибо такие дети редко обращаются за помощью к кому- либо.
2. Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать.
3.Дайте знать , что вы хотите ему помочь.
4. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, независимо от того, что он говорит.
5 Говорите искренне.Знайте, что вопросы относительно причин намерения к самоубийству не усиливают желания свести счёты с жизнью.
6. Постарайтесь узнать, есть ли у него конкретный план действий ( если есть, то это знак реальной опасности).
7. не предлагайте упрощенных решений: " Тебе надо выспаться...", " Выкинь это из головы" ," С кем это не бывает" и т.п.
8. убедите в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.
9. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. но будьте ненавязчивы.
10. Постарайтесь понять, что чувство безнадёжности не будет длиться вечно.
aminzidaf
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 13:52

Пред.След.

Вернуться в Сообщество психологов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3