Психологическое сопровождение ГИА

Модераторы: Губайдуллин М.И., Тимерьянова Л.Н.

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Ritaf0803 » 11 апр 2016, 03:30

ПРИЕМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить не­сколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарий — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрест­ный шаг» и проводится следующим образом.
Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки. Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие ниж­нюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3—5 зевков.
Ritaf0803
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 10 апр 2016, 17:58

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение midoru18 » 10 апр 2016, 07:52

Как победить чувство страха перед экзаменом?

Страх - внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым событием. Иногда у человека, которому предстоит пройти проверку своих знаний, этот эмоциональный процесс очень ярко выражен. Более того, у многих учащихся можно наблюдать необоснованную боязнь по отношению к сдаче экзаменов. Что вызывает подобное психологическое состояние? Какие могут быть последствия? Почему это происходит? Как уменьшить страх перед экзаменом или избавиться от него?
Как часто среди учащихся можно услышать фразы «Я не сдам этот экзамен» , «Она меня завалит», «Я боюсь». Тут вспоминается утверждение одного из моих преподавателей: «Как только Вы заходите в аудиторию на экзамен, Вы напрочь забываете все, что учили. Получаете свою «неудовлетворительно», выходите, и с криком «я же знал» бьете себя ладошкой в лоб, так как действительно к Вам возвращаются все Ваши знания». И она права. Страх под начало экзамена настолько заполняет разум, что места знаниям там уже не остается, они отходят на «второй» план. Каждое «Я не сдам» это еще одна доля страха, еще одна «вытесненная» мысль знания, которая, вероятно, попадется ему в экзаменационном билете. Боязнь сдачи экзаменов – это нервозность, раздражительность, бессонница, рассеянность, «потерянность», пессимизм. Последствия очевидны. Подготовка к экзамену проходит весьма затруднительно – материал плохо усваивается/запоминается, появляются посторонние дела, снижаются способности к анализу материала, быстрая утомляемость, нежелание что-либо делать, ощущение «пустоты».
Попробуем определить предпосылки к страху перед проверкой знаний. Конечно же, разумным будет в этом месте вставить прямое обращение к учащимся: «Учитесь!». Первый повод для паники – осознание недостаточного знания по дисциплине для получения необходимого балла на экзамене. Как любят говорить преподаватели: «Пропущенный и неусвоенный материал – это снежный ком, который к экзамену Вас может просто «раздавить»». А страх – это тот климат Вашего состояния, при котором снег не тает. Далее, куда более сложная причина страха – человеческий фактор в образовании. Ни для кого не секрет, что у многих преподавателей есть «любимчики», а иногда и наоборот. Первым как раз проще сдать экзамен – им зачастую делают «поблажки» или просто ставят «отлично». Но что делать, если преподаватель «взъелся» на Вас за стиль одежды, манеру разговора или за пропущенную пару? Скажу лишь одно – самый легкий выход из подобной ситуации – измениться в нужную сторону до сдачи экзамена. В противном случае, пока Вы будете доказывать, что Вам не честно поставили «хорошо» за великолепный и полный ответ, Вы пропустите часть следующего материала в образовании, либо куда позже поедете отдыхать от учебы. Однако у Вас всегда есть выбор – можно подойти к преподавателю с вопросом «Почему Вы занижаете мне оценки?» или «Что нужно сделать, чтобы мои знания оценивались по 5-бальной шкале, а не по 4-бальной?». Далее, к сожалению, ход разговора предсказать я не могу. Однако когда я воспользовался в подобной ситуации вопросом к преподавателю №1, выяснил, что учитель таким образом (занижением оценок) решил «сбить» мое тщеславие и «я все могу», поскольку преподаваемую им дисциплину я знал очень хорошо. В ходе разговора мы договорились о факультативных занятиях с последующим моим выступлением на городских/региональных олимпиадах. Когда же я занял по этой дисциплине 1е место, в журнале были одни «отлично». Следующая предпосылка к ухудшению качества образования из-за страха абсолютно не зависит от учащегося – это отношение родителей к его успехам. Если родители готовы кричать, наказывать, а может даже и применять физическую силу, разумеется, это станет твердым фундаментом для страха. Воспитывать и наказывать надо во время образовательного процесса, а не когда уже все пропущено, и подошло время проверки знаний. Сюда же можно отнести проблему, когда ребенок боится сообщить родителям о том, что он не может усвоить материал, хотя старается. Как результат – не нанятый вовремя репетитор по дисциплине, никакой поддержки ребенку, экзамен на «неудовлетворительно». Далее следуют 2 частных причины, относятся они к разным возрастным группам. До 9 класса существует страх оказаться худшим в группе – ведь тогда и отношение в группе к данному человеку может измениться. После 9 класса и на протяжении дальнейшего получения образования существует боязнь «завалить» очередную итоговую работу (ЕГЭ, зачет, экзамен, курсовую) и лишиться шанса поступить в престижное образовательное учреждение/«вылететь» с образовательного учреждения.
Несомненно, каждая из вышеописанных проблем имеет место в современных системах образования, и их необходимо решать. Чтобы определить, с чего же начать, следовало бы установить порядок устранения страха у учащихся согласно интенсивности той или иной причины в наши дни.
Как же решить проблемы с «вытеснением знаний» столь сильным эмоциональным процессом, приводящим к безграничному перечню отрицательных последствий? Когда Вас пугает сам предмет проверки знаний, главное – не отчаиваться. И это не значит, что нужно все 3 ночи перед экзаменом не спать, а «зубрить» учебники. Достаточно подтянуть свои знания (в дневное время), выяснить интересующие моменты у знающих людей, и самое важное – быть как можно более уверенным в себе. Утверждая «я не сдам» Вы лишь увеличите чувство страха, забыв ключевой момент знания в той или иной дисциплине. Преподаватель как «источник страха» - «человеческий фактор образования» в России начал искореняться вводом системы ЕГЭ – хотя я не считаю это правильным шагом, но что сделано, то сделано. Тем не менее, решение данной проблемы уже было озвучено; как и обращение к родителям учащихся для устранения проблемы страха с их стороны. Выход из проблемы страха перед отношением к вам сверстников – перед очередной проверкой знаний убедить себя, что Вы получите за эту дисциплину балл не ниже «хорошо», пересилить свои страхи, и, получив оценку, распрощаться навсегда с проблемой этой статьи!
Чтобы ни было описано, и где бы это ни было описано, образование это Ваша часть жизни – Вам решать, как Вы ее проведете, с какой психологической окраской и с каким отношением к данному периоду в жизни. Следовательно, и решение проблемы страха полностью принадлежит Вам. Помните: «Выбор есть всегда», нужно лишь умело им пользоваться. А выход из сложившейся ситуации найдется!
midoru18
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 апр 2016, 16:07

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение midoru18 » 10 апр 2016, 07:50

«Управление телом», хорошее упражнение, помогающее снять мышечное напряжение.

Инструкция:

Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

Напрягите и расслабьте икры.

Напрягите и расслабьте колени.

Напрягите и расслабьте бёдра.

Напрягите и расслабьте живот.

Расслабьте спину и плечи.

Расслабьте кисти рук.

Расслабьте предплечья.

Расслабьте шею.

Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

Обратите внимание на то, какие группы мышц у вас напряжены. Заметив напряжение в определенных группах мышц, рекомендуется усилить его, довести до абсурда и, вслед за этим, наступает момент, когда расслабиться, сбросить напряжение становится легче. Если ваши кулаки сжимаются от злости, то можно сделать так: на вдохе сжать кулаки крепче и на выдохе резко их отпустить, разжать пальцы. При необходимости можно повторить это несколько раз.
midoru18
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 апр 2016, 16:07

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение midoru18 » 10 апр 2016, 07:46

Очень хорошие Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков. http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-p ... ozhnosti-u
midoru18
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 апр 2016, 16:07

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Махиянова М.К. » 09 апр 2016, 19:48

Здравствуйте,дорогие коллеги!
Для профилактики экзаменационной тревожности использую метод разработанный Иозефом Вульпе-систематическая десенситизация,или "лесенка".Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену ,выпускнику можно составить "лесенку"ситуаций ,вызывающих тревогу.Лесенка представляет собой последовательность действий ,которые приводят к тревожному событию.После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику необходимо представить себя в каждой из них на 5-7 секунд,а затем расслабиться.Главное,последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке.После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд.Если возникают трудности с представлением,можно детализировать шаги.
Например: 1.Подьем.
2Проверка наличия паспорта,гелевой ручки.
3.Выслушать указание родителей.
4.Сбор около школы.
5.Поездка на место проведения экзамена.
6.Рассадка в аудитории.
7.Получение заданий.
8.Заполнение бланков.
9.Решение заданий
10.Проверка и сдача кимов
Махиянова М.К.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 мар 2016, 16:58

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Шафигуллина Р.Р. » 08 апр 2016, 10:10

Доброго времени суток,уважаемые коллеги!
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Вот некоторые рекомендации, которые позволят вам успешно справиться с задачей, стоящей перед вами, уважаемые учителя:
• постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ГИА. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ГИА;
• регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ГИА;
• проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ГИА. Старайтесь отвечать на эти вопросы;
• поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;
• учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ГИА, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;
• используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;
• продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ГИА, распределив ответственность между школой и семьей;
• познакомьте учащихся с методикой подготовки к ГИА. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, схем, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;
• посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ГИА;
• уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ГИА.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма. Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие. Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому так важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям и учителям - оказать ребенку правильную помощь.
Шафигуллина Р.Р.
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 14 сен 2012, 08:37

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Ольга Бабушкина » 28 мар 2016, 15:24

Тема психологическое сопровождение ГИА очень актуальна. Темы консультаций интересны и полезны в работе. Но в последнее время приходиться работать с детьми самоуверенными в своих знаниях, в своих результатах. И не всегда самоуверенность детей оправдана. А материала не достаточно. Есть ли разработки в этом направлении?
Ольга Бабушкина
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 04 мар 2016, 18:45

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Тимерьянова Л.Н. » 12 мар 2016, 10:45

Уровень тревожности родителей повышается из-за нехватки информации. Поэтому необходимо информировать их о процедуре экзамена, показывать как оформляются КИМы, познакомить с примерными заданиями.
Тимерьянова Л.Н.
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 10:18

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение >Катерина< » 11 мар 2016, 11:44

Психологу важно и проводить работу с родителями, ведь состояние тревожности за детей может передаться и самим детям и еще больше усилить стресс перед экзаменом. Важно проводить групповые и индивидуальные консультации родителей, работать с родителями в рамках родительских собраний и вести информационную работу (создание памяток, брошюр). Родители могут помочь детям правильно организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное состояние.
>Катерина<
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 11 мар 2016, 09:22

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение >Катерина< » 11 мар 2016, 11:39

Также можно перечислить некоторые направления тренинговой работы с учащимися в целях психологического сопровождения ГИА:
- Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;
- Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;
- Развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля;- Повышение сопротивляемости стрессу
- Отработка навыков поведения на экзамене.
- Развитие уверенности в себе.
- Развитие навыков самоконтроля.
- Развитие навыков саморегуляции.
- Обучение приемам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения.
- Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
- Обучение приемам эффективного запоминания
- Обучение методам работы с текстом
>Катерина<
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 11 мар 2016, 09:22

Пред.След.

Вернуться в Сообщество психологов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

cron