Мое педагогическое кредо

Учитель химии и биологии МБОУ башкирский лицей им.М.Бурангулова с.Раевский МР Альшеевский район РБ

Re: Мое педагогическое кредо

Сообщение Гареева З.Н. » 03 апр 2012, 14:46

При изучении школьных учебных предметов существенным является применение принципа историзма.
Для старшеклассников при изучении материала нередко на первый план встает вопрос о личностном смысле изучения конкретного предмета. Так, например, ученик может задать вопрос о том, для чего он изучает данную тему. Поэтому мы легко можем использовать исторический материал для ответа на этот вопрос. Исторический подход представляет науку в динамике и дает представления не только о значимости событий для развития науки, но и для человеческого общества в целом и индивидуально для каждого.
Представленный проект интересен тем, что реализация исторического подхода при изучении школьных предметов, в частности химии, способствует формированию метапредметных умений и навыков.
Рима Юрьевна, творческих успехов Вам!
Гареева З.Н.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 02 апр 2012, 15:48

Re: Мое педагогическое кредо

Сообщение Альвина » 03 апр 2012, 14:13

Прочитала проект. Очень интересно, мне как историку понравилось. В год российской истории эта тема актуальна. Спасибо
Альвина
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 02 апр 2012, 05:01

Re: Мое педагогическое кредо

Сообщение Валерьевна » 03 апр 2012, 03:39

Поучительно,актуально,современно.Спасибо
Валерьевна
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 02 апр 2012, 16:25

Re: Мое педагогическое кредо

Сообщение rima-yurevna » 02 апр 2012, 16:49

Третьякова Римма Юрьевна, учитель химии и биологии МБОУ башкирский лицей им. М.Бурангулова с. Раевский Альшеевского р-на РБ, педагогический стаж 15 лет.

Роль науки сегодня исключительно велика. Научные знания непрерывно расширяются в своем объеме. Каждое десятилетие приносит удвоение научной информации.
Способности же учащихся к усвоению знаний хотя и возрастают, однако далеко не в той мере, в какой возрастает объем знаний.
Возникает противоречие между необходимостью овладевать тем объемом знаний, который соответствует уровню развития современной науки и способностью учащихся воспринимать довольно сложный материал.
В этих условиях на первый план выходят такие основополагающие принципы педагогической практики, как принципы научности и доступности обучения.
Принцип научности обоснован историческим развитием науки. Именно поэтому особо хочется выделить исторический аспект.
Химия – наука, влияние которой на проблемы современной цивилизации наиболее очевидно и значимо. На мой взгляд, исторический анализ и прогнозирование направлений ее развития должны входить в качестве обязательной составляющей в курс этой дисциплины.
Разумный историзм при изучении научных положений – важное условие для формирования ключевых компетенций учащихся.
Поэтому темой для педагогического проекта я выбрала: «Реализация исторического подхода при обучении химии в современной школе».
Цель проекта: моделирование системы работы учителя - предметника, обеспечивающей формирование положительной мотивации и прочных знаний учащихся на уроках химии на основе реализации исторического подхода в обучении.
Методические задачи:
• Анализ литературы по проблемам активизации познавательного интереса учащихся посредством применения исторического материала.

• Сравнительный анализ некоторых учебных пособий базового курса химии и биологии на предмет содержания исторического материала.

• Разработка цикла уроков с использованием исторического подхода и дидактических материалов, позволяющих реализовать историческую составляющую при изучении химии.

• Сочетание высокого уровня сложности учебного материала с реальными возможностями учащихся для его усвоения, учитывая уровень развития познавательной сферы учащихся.

Участниками проекта являются учащиеся 8-х , 9-х, 10-х классов.
Как результат, применение исторического материала должно способствовать повышению мотивации и познавательного интереса к изучению предмета, давать широкий простор для творчества, познавательных инициатив, что в конечном итоге должно привести к улучшению качества знаний.
Проект начат в 2010-2011 учебном году. На подготовительном этапе изучались теоретические основы проблемы.
Важность внедрения исторического подхода в обучении химии прослеживается в трудах С.Г.Шаповаленко (воспитательное значение имеет описание роли выдающихся ученых),
Д.М. Кирюшкина и В.С. Полосина , Н.Е. Кузнецовой , Г.М. Чернобельской .
Был проведен анализ запросов учащихся.
Распределение по профилям классов для продолжения образования в старшей школе показывает, что роль предметов естественно научного профиля существенна ( из 68 учащихся 54% занимаются в классах, где профильными предметами является химия).
При изучении мотивации учащимся было предложено выразить свое отношение к предмету.
Сложным предмет «химия» считают 87% опрошенных, но в то же время 85%- интересным, особенно химический эксперимент, а 48%-ми процентам он нужен для поступления в разные учебные заведения.


В текущем учебном году на поисково-экспериментальном этапе реализации проекта идет поиск методов и приемов, разработка дидактических материалов, позволяющих реализовать исторический подход в преподавании химии.
На уроках применение исторического подхода ведется по направлениям:

• Подборка задач с историческим содержанием позволяет обогатить теоретический материал историческими фактами, имеющими, во-первых, информационное значение, во-вторых, вызвать интерес к решению задачи.

• Первоначальные (исторические) формулировки законов позволяют проследить, каким языком выражали первооткрыватели те же фундаментальные закономерности, их развитие.

• Карточки с биографическими сведениями ученых дают возможность увидеть за формулировкой закона, теории или научным фактом конкретных людей.

• Этимологические начала в формировании научных понятий, названий позволяют осмысленно воспринимать термины, лучше их запоминать.

• Сообщение основных этапов возникновения теорий позволяет показать, как иногда тернист путь познания. Что за короткой формулировкой стоят годы напряженной работы, дискуссий, множество гипотез.

• Подборка занимательных сведений из жизни ученых позволит разрядить атмосферу на уроке, переключиться на следующий этап работы.
Исторический подход можно широко применять при организации внеурочной деятельности
• Практикуется написание рефератов о жизни и деятельности великих ученых, истории важных научных открытий. Это дает возможность показать, что ученые - люди со сложной и интересной судьбой.

• Написание эссе о новейших исследованиях позволяет проследить направления развития различных областей знания.

• Разработка внеклассных мероприятий.

• Высказывания ученых, носящие воспитательное значение, позволяют оценить их гражданскую позицию, высокое чувство долга перед Отечеством.

Применяю разные формы работы:
Массовые
• Конференции
• Олимпиады
• Декады химии и биологии
Групповые
• Общества юных химиков
• Групповые исследовательские работы
Индивидуальные
• Подготовка докладов и рефератов
• Изготовление приборов и пособий по химии
• Выпуск газет и бюллетеней
• Выполнение работы исследовательского характера.
Положительный опыт по изучению истории химии получают учащиеся и учителя при выполнении творческих заданий, предлагаемых в интернет - проектах по химии. Мы с ребятами участвуем в проектах Ярославского центра информационных технологий уже на протяжении 5 лет, и выполнение таких заданий неизменно вызывает интерес.
Например, в этом году были предложены следующие творческие задания:
Для 7-8 классов - подготовить презентацию – экскурсию по лаборатории М.В. Ломоносова. К заданию прилагался макет лаборатории.
Десятиклассники подготовили презентацию на тему "Михаил Григорьевич Кучеров" (100 лет со дня рождения, 130 лет открытия реакции, носящей его имя). За работу получили диплом первой степени.

Выросла творческая активность ребят, они участвуют в олимпиадах, конкурсах исследовательских проектов, становятся победителями и призерами на муниципальном и республиканском уровне.

Следующий этап проекта – это мониторинг процесса и промежуточных результатов.
Результаты тестирования по итогам III четверти показывают, что положительные сдвиги по повышению мотивации к изучению предметов есть (сравнительно – на начало учебного года, и на конец 3 четверти).

Накапливаются дидактические материалы.

В 2012-2013 учебном году на завершающем этапе планируется оценка эффективности: мониторинг качества знаний, отношения к предметам, обобщение и распространение опыта, объединение дидактических материалов на электронном носителе и предоставление возможности их использования для широкого круга учителей.
Не менее важно и то, что в ходе данной работы формируются также общеучебные (метапредметные) умения и навыки, такие, как овладение научными методами познания, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, умение работать с источниками научной информации, ориентироваться в современном информационном поле, представлять информацию, выступать с проектами, дискутировать.
Использование исторических сведений в процессе обучения является важным элементом гуманизации и гуманитаризации образования, что прослеживается в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов.
На мой взгляд, внедрение исторического подхода способствует реализации другого, не менее важного принципа – принципа доступности, хотя, очень трудно найти ту грань, за которой возникает непонимание учебного материала. Здесь на первый план выходит методическая подготовленность педагога.
На данном этапе развития подростков учитель может играть значимую роль в том плане, что, внедряя системный историко-логический подход к изучению предмета (от истории к теоретическим основам и фактическому материалу), позволяет сформировать полноценную, целостную картину изучаемого мира.
Я считаю, что не нужно замыкаться в скорлупе своего предмета. Нужно смотреть шире и учить этому ребят.
Не каждый ученик станет химиком, но каждый химик должен быть образованным, всесторонне развитым, высококультурным человеком.
rima-yurevna
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 02 апр 2012, 16:26

Мое педагогическое кредо

Сообщение admin » 01 апр 2012, 07:51

...
admin
Администратор
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56

Пред.

Вернуться в Третьякова Р.Ю.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1