Гилязова Ирина » 03 апр 2012, 09:06
Гилязова Ирина Рифовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с. Чекмагуш, 19 лет стажа, 1 категория
Актуальность.
На современном этапе, по мнению Д.Медведева, модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Чтобы решить эти стратегические задачи, необходимо с детства формировать такие навыки, как инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Живительный ветер перемен, ворвавшийся в школьные классы, не только обнажил болевые точки образования, но и стимулировал педагогический поиск.
Этот поиск направлен на активизацию познавательной активности школьников, формирование у них интереса к учению, на усиление в обучении творческого начала.
В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. Десять тысяч уроков - вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний нам, учителям, необходимо вводить в практику работы занимательные разновидности уроков.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями не становятся полезными – это мертвый груз.
Тема инновационного педагогического проекта - игровые технологии на уроках русского языка и литературы как средство познавательной активности обучающихся.
Цель: развитие познавательной активности школьников, используя игровые технологии на уроках русского языка и литературы.
Объект: образовательный процесс в МБОУ СОШ №1 села Чекмагуш
Гипотеза: Гипотезой исследования является предположение о том, что образовательный процесс, направленный на развитие познавательной активности средствами игровых технологий будет эффективным, если:
1)на основе теоретического анализа и опыта педагогической деятельности уточнить сущность понятий познавательная активность и игровые технологии,
2)выявить теоретическую обоснованность, экспериментально апробировать педагогические условия развития познавательной активности школьников средствами игровых технологий,
3)осуществить мониторинг познавательной активности школьников,
4)разработать методические рекомендации для учителей русского языка по развитию познавательной активности школьников.
Задачи:
1. Проанализировать игровые технологии.
2. Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках русского языка в современной школе.
3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
4. Сделать процесс обучения занимательным, создать у детей рабочее настроение.
5. Облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Предмет - игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках русского языка.
Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания. В игровых ситуациях обучаемый находится в таких условиях, когда он не может не быть активным. В игре может самореализоваться даже ученик со слабой подготовкой. Использование различных режимов (ученик - ученик, ученик - группа, группа учащихся - группа учащихся) и их чередование способствует оптимизации занятий.
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов.
неожиданная постановка или формулировка вопроса (интрига урока)
создание проблемной ситуации
необычайная форма ведения урока (опрос в виде интервью, путешествие в сказку, урок – детектив, урок – бенефис)
использование игровых элементов, «нешаблонных» заданий (фонетическая зарядка, грамматическая арифметика, магический квадрат, рифмованные упражнения, шарады, аукцион слов)..
Можно использовать игры на различных этапах урока:
- при подготовке к изучению нового материала - «игры-разминки» для мобилизации внимания: «Руки- ноги», «Волна», «Пишущая машинка», «Спасибо, садись», «Молчать-говорить»
- при устном изложении учебного материала - «Из уст в уста», «Найди ошибки», «Живая картина», «Реставрация», «Зашифруй текст», «Новый учитель»
- при закреплении - «Рассказ наоборот», «Интервью с литературными героями», «Ассоциации», «Пирамида», «От первой до последней буквы»
- при повторении и обобщении материала - «Отгадай термин», «Рекламный плакат», «Кроссворд», «Что хотите говорите», «Старт-финиш»
- при проверке и систематизации знаний - «Чудо-фраза», «Летает - не летает» (вариант известной детской игры), «Спрятанное слово», «Умный листок», «Помню - знаю», «Кто больше», «Намеки», «Прерванный рассказ», «Дружный пересказ».
Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогами в учебно – воспитательных целях. Учителя проводят уроки – путешествия, КВН, уроки – аукционы, уроки – викторины и другие.
Игра подчиняется определенным задачам: 1) победить в каком – то конкурсе, осуществить поиск, выступить в определенной роли. Перед учащимися не ставится прямая цель овладеть определенными знаниями, умениями; 2) игра должна отличаться ярко выраженным добровольным характером. С этим связано и добровольное подчинение всех участников определенным правилам; 3) игра должна интриговать. Поэтому все должны участвовать. Особенно игровая методика хорошо « работает » на слабых учеников; 4) игра должна обеспечить более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.
. В какой части урока следует проводить игру? Это зависит от ее характера и цели. Спокойные игры, такие, как разыгрывание диалогов по ролям, игры на образование слов, игры в переводчика, возможны на любом этапе урока. Оживленные игры, связанные с какими-либо движениями, с выходом водящего из класса и т. д., наиболее целесообразны в конце урока, так как школьники во время такой игры сильно возбуждаются. То же надо сказать и об играх, по окончании которых требуется обсуждение результатов, подведение итогов выбор игры определяется учебно-воспи¬тательными целями урока. Второе важное условие — доступность игры для учащихся данного возраста, соответствие их потреб¬ностям и интересам. Непосильное задание убивает интерес к игре; очень простое воспринимается как развлечение и не влечет за собой желаемого результата. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие напря¬жения внимания, памяти, анализа фактов языка, их классификации.
Используя игровые технологии на уроках русского языка (и не только), мы убедились, что активность учеников повышается, появляется интерес к родному языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и олимпиадах. Применять игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит не только азарт детей, но и результаты выпускных экзаменов.
.