Рашида » 03 апр 2012, 06:18
Зияннурова Рашида Баймухаметовна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ д.Верхнекарышево муниципального района Балтачевский район РБ.
Инновационный проект: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Развитию коммуникативной компетенции учащихся на сегодняшний день посвящено огромное количество исследований (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Капинос В.И., Соловейчик М.С., Никитина Е.И., Баринова Е.А., Сабаткоев Р.Б., Еремеева А.П., Демидова Н.И., Ходякова Л.А., Архипова Е.В., Воителева Т.М.) Методика сейчас активно занята поиском ответа на вопросы о том, что значит «свободно владеть языком» и каковы пути достижения этого. Сегодня необходимо серьезно решать проблему соединения речевого развития, разностороннего формирования личности ребенка с изучением языковой системы. Ученые неоднократно отмечали связь обучения родному языку с развитием души человека (Буслаев Ф.И., Ушинский К.Д., Срезневский И.И., Добромыслов В.А., Рыбникова М.А. и др.). Но методика лишь недавно встала на путь поиска таких методов и приемов развития речи, которые были бы значимы и в интеллектуально-развивающем, и в чувственно-воспитательном планах (Федоренко Л.П., Дейкина А.Д., Пленкин Н.П., Антонова Е.С, Логвинова Л.В. ).
Актуальность:
- Современное общество испытывает потребность в человеке, отличающемся такими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетентности, самостоятельность, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и первую очередь уроков русского языка и литературы.
Противоречия:
Дети на сегодняшний день не достаточно владеют нормами литературного языка, мало читают, не соблюдают этику общения
Необходимо воспитать молодое поколение, отвечающее этим требованиям
Целью представленного проекта является определение и апробирование методов и технологии, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
- повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
-повысить результативность обучения;
-включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
-активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач был применен комплекс методов исследования: анализ проблемы исследования; изучение психолого - педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента; диагностика: 1)обобщение; 2)сравнение; 3)анкетирование; 4)тестирование; обобщение полученных результатов; подведение итогов.
Ожидаемые результаты: высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности; прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Способы реализации: Для реализации проекта необходимо использовать современные образовательные технологии и коммуникативно - ориентированные задания. Из современных образовательных технологий предлагаю технологию развития критического мышления, проектные технологии, информационные технологии, исследовательская деятельность, блочное обучение. Выделение главной мысли текста. Прогнозирование, диалог с текстом, включение воображения, работа над сочинением, драматизация, словесное рисование – это все формы работы для формирования речевой компетентности.