goshamel » 07 июн 2016, 11:00
Оптимальным условием в достижении требований Государственного стандарта является личностно-ориентированный подход в обучении, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Современные концепции развития физкультурного образования подрастающего поколения, направленные на оптимизацию использования средств и методов физического воспитания в различных типах учебных заведений, рассматриваются в работах Л.И. Лубышевой, В.И. Ляха, Л.П. Матвеева, Г.М. Соловьева. Теоретико-методические основы инновационных технологий в физкультурном образовании и их роль в формировании здорового образа жизни достаточно подробно обсуждаются в работах отечественных ученых В.А. Тураева, В.Н. Усакова, А.П. Федотова, Д.А. Фильченкова, В.С. Якимовича.
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.
Поэтому в течение нескольких лет работаю над проблемой «Формирование физического воспитания школьников через личностно-ориентированный подход в процессе использования инновационных технологий».
Основной целью моей профессиональной деятельности является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни, использование всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально – адаптированного и физически развитого человека. А также привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, создание системы взаимосвязи с заинтересованными службами и апробация здоровьесберегающих технологий.
Для реализации цели решаю следующие задачи:
1. укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
2. развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
3. формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
4. формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
5. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
6. содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой, являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение этой цели я обеспечиваю решением следующих задач, направленных на:
• укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
• обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам и способностям.
Формирование двигательных умений и навыков школьников проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр, лыжной подготовки. Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Для этого в начальном звене даю множество упражнений с естественными двигательными навыками (бег, метание, прыжки, лазание). Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия.
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества, которые вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.
Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.
Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.
При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.
Выделяют три характерные группы школьников:
1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.
Особенности методики индивидуального подхода
1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.
2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.
3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.
4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.
5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:
– создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
– методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.
Для решения учебно-воспитательных задач применяю поточный, фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой методы, использую различные варианты нагрузок и отдыха.
Взаимодействие с классом на занятиях обеспечивается на основе личностно – ориентированного подхода, осуществления педагогической поддержки. Сотрудничество обучаемых организуется путём использования таких форм работы, как работа в группах, парах, организация мини – команд, постановки проблемных задач.
Урок мной конструируется заранее: ставится конкретная цель и в соответствии с ней выделяются этапы урока. Каждый этап урока имеет свою учебную задачу. Задача ставится перед детьми и выполняется в чётко определённый период времени. Затем подводятся итоги каждого этапа и урока в целом. Особое внимание обращается на недопущение перегрузки обучающихся в учебной ситуации. Использую при этом разработанные мной дидактический и методический материал (учебные карточки, стенды, таблицы, инструкции), а также возможности спортивного зала, лыжной базы, комплексной спортивной площадки.
Распределение по группам
Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики.
В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.
Большое значение приобретают мотивация к занятиям физическими упражнениями, активность детей на уроках физической культуры и различных спортивных мероприятиях. Перед учащимися необходимо поставить цель и стимулировать их к ее достижению, искать новые интересные формы и методы работы для приобщения их к активным занятиям физкультурой. Одним из методических приемов является перевод учащихся из одного отделения в другое по мере их успехов.
Рассматривая вопрос индивидуального подхода к обучению и развитию двигательных качеств, необходимо сказать о некоторых приемах и методах, применяемых на уроках физической культуры. Одним из них является работа по карточкам с заданиями. Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают на карточках.
По объему материала и сложности задания карточки могут быть неодинаковыми, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам и спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить материал со всех карточек. Такая методика позволяет не торопиться с выполнением упражнения, а отложить его, чтобы успеть хорошо подготовиться к ответу.
Учителю на протяжении урока нужно консультировать детей, помогать им выполнять сложные задания, обучать новым движениям, страховать их. При таком подходе у учителя остается достаточно времени для помощи менее подготовленным учащимся, а дети, в свою очередь, могут самостоятельно объединиться в группы по 2–3 человека, чтобы вместе работать над упражнением. Ребята, выполнившие задания на выбранных ими первоначально карточках, переходят к следующим, и т.д. Главное в этой методике – общая занятость учащихся на уроке, возможность осваивать доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и улучшает эмоциональное состояние.
Использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры.
Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся.
Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания.
Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.
В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры.
Играющим предоставляется простор для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности , что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме организации занятий.
Достигаемый уровень физкультурно-спортивной активности школьников может быть представлен в виде технологического процесса, осуществляемого педагогом: исходный уровень; определение основной идеи и замысла развиваемой активности; целевая направленность; потребность в оборудовании; взаимосвязь с государственными образовательными стандартами; требования к организации; процедуры обучения. Использование личностно ориентированного подхода, так же как и дифференцированного и индивидуального подходов, является непременным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Разрабатываемые личностно ориентированные технологии предусматривают распределение занимающихся физическими упражнениями на типологические группы для более объективного учета индивидуальных и групповых особенностей школьников.
Основой распределения учащихся на группы служит принадлежность к определенному психическому или соматическому типу, а также к наиболее успешному выполнению какого-либо вида физической активности. Критериями для подобного распределения по результатам научных исследований могут быть: пол, медицинская группа, уровень физической подготовленности, тип телосложения, морфотип, тип нервной системы, психотип, генотип (предрасположенность к определенному виду физической активности, вид спорта, направленность занятий). Реализация личностно ориентированного подхода связана с необходимостью определения индивидуальных и групповых особенностей и возможностей учащихся, выбор адекватных оптимальных тренировочных режимов, регулярное анкетирование и тестирование важнейших характеристик психофизического состояния и социального благополучия.
Совокупность личностно ориентированных технологий физкультурно-спортивной деятельности, влияющих на физическое воспитание и оздоровление школьников, можно представить с помощью классификации на основе функционального признака.
Частные технологии физкультурно-спортивной деятельности, влияющие на физическое воспитание и оздоровление школьников, представляют собой реализацию следующих технологий диагностики психофизического состояния школьников: физического развития; физической подготовленности; физической работоспособности; психического здоровья; физического здоровья; психического здоровья; социального благополучия; физкультурно-спортивных потребностей, мотивов и интересов; уровня физкультурно-спортивной активности; образа жизни и стиля поведения.
Содержательный признак классификации инновационной деятельности в системе физического воспитания и оздоровления школьников средствами физического воспитания позволяет сформировать следующую классификацию, которая свидетельствует о том, что действуют технологии: адаптивной физической культуры; здоровьесбережения средствами физического воспитания; здоровьеформирования средствами физического воспитания; спортизированного физического воспитания; спортивно-валеологического воспитания; формирования спортивной культуры личности; комплексного развития физических качеств; оздоровительной физической подготовки; профилактики вредных привычек; обучения основам здорового образа жизни; привлечения к активным занятиям физическими упражнениями.
"Оздоровительная физическая подготовка". Важнейшее значение имеет технология указанного процесса, который можно представить в виде следующих этапов:
- первый этап - регулярное выполнение физических упражнений, способствующее закреплению привычки к занятиям и получению от них удовольствия;
- второй этап - занятия физической подготовкой, позволяющие освоить критерии ее оздоровительной ценности и ставить реальные индивидуальные цели;
- третий этап - выполнение персональных образцов физических упражнений, направленное на выбор индивидуального вида двигательной деятельности и ее оценку;
- четвертый этап - самооценка собственной физкультурно-спортивной активности, связанная с тестированием своей физической подготовленности и интерпретацией результатов выполнения тестов;
- пятый этап - решение своих проблем и осуществление их решений, которое лежит в основе планирования индивидуальной программы и потребления в этих целях необходимой информации.
Это позволяет судить о том, что формирование физкультурно-спортивной активности в аспекте здоровья детей расширяет возможности специально организованной системы физического воспитания, достаточно эффективно реализуя личностно ориентированный подход.
Инновационные технологии в использовании оптимальных способов обучения предполагают создание проблемных ситуаций в осуществлении двигательной деятельности школьников. Совершенствование применения педагогических средств связано с созданием ситуаций успеха в физкультурно-спортивной активности. Применительно к формированию физической культуры учащихся реализуются требования к процессу физкультурного образования, оцениваются результаты учебно-воспитательного процесса, совершенствуется содержание основного и дополнительного физкультурного образования, реализуются современные формы организации двигательной деятельности, повышается эффективность профессиональной деятельности педагога, осуществляется массовое привлечение школьников к активным занятиям физическими упражнениями.
БАЗОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Диагностика психофизического состояния школьников
Разработка индивидуальных программ физического совершенствования
Индивидуальный подбор адекватных средств различных видов физической активности
ЧАСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, физкультурно-спортивные потребности и активность
Физическая подготовка, формирование гармоничной фигуры, воспитание культуры движений
Оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности, физкультурно-спортивной активности и удовлетворенности занятиями
Использую нестандартные уроки, уроки – игры, уроки – соревнования, круговой тренировки.
На занятиях большое внимание уделяю следующим аспектам:
- двигательный режим ученика;
- формирование правильной осанки;
- оказание первой доврачебной помощи;
- основы здорового образа жизни;
- подвижные игры с дидактической направленностью;
- развитие морально – волевых качеств, дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки;
В своей работе применяю следующие методы:
- словесный метод (рассказ);
- метод демонстрации (показ)
Эти методы и приёмы способствуют быстрому и правильному усвоению учебного материала.
Так же использую методы проверки и оценки уроков:
- опроса;
- сдачи контрольных нормативов;
- метод исправления ошибок;
На уроках выявляю обучающихся, желающих активно заниматься спортом. Формирую из них команды и на секциях по видам спорта готовлю их к районным соревнованиям. Учитываю индивидуальные способности и возможности детей, состояние здоровья. Тех, кто желает заниматься спортом, но по состоянию здоровья не может выполнять максимальные нагрузки, привлекаю к дополнительным занятиям, постоянно контролируя нагрузку и состояние.
Основной смысл физической культуры в школе – приучить учеников к подвижному образу жизни и побудить их заниматься спортом в свободное время, а затем и на протяжение всей остальной жизни.