Мое педагогическое кредо

МКОУ СОШ с. Старогумерово МР Кушнаренковский район РБ

Re: Мое педагогическое кредо

Сообщение musalimova » 05 апр 2012, 08:09

Уважаемая Магасумова Р.Р.!!!
Мы, учителя МКОУ ООШ с. Султанаево, внимательно изучили Ваш проект.Он является актуальным, так как фразеологизмы широко используются в повседневном общении. Для детей и учителей эта тема позволяет сопоставить лексику родного и русского языков, тем самым обогащая речь. Яркие примеры фразеологизмов мы черпаем из классики и народного творчества. Обилие фразеологизмов - это признак живого языка.
musalimova
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 05 апр 2012, 07:40

Re: Мое педагогическое кредо

Сообщение Фаниля Шаймутдинова » 04 апр 2012, 18:07

Рамиля Равиловна, очень внимательно прочитала Ваш проект «Роль фразеологизмов в речи». Действительно, владение языком будет неполным, если мы не знакомы с фразеологией. Чем старше человек, тем чаще он употребляет фразеологизмы. Но практически никто не знает теоретических сведений о них (самый большой опыт в этом у учителей), но всё равно употребляют их в своей речи, причём довольно часто. Люди узнают фразеологизмы от других людей. Дети, например, от своих родителей, бабушек и дедушек, и в школе, в основном на уроках русского языка и литературы. Фразеологизмы придают речи образность, выразительность, делают ее богаче, красивее. Задача учителя – научить детей правильно употреблять их в речи.
Фаниля Шаймутдинова
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 17:35

Re: Мое педагогическое кредо

Сообщение Магасумова » 03 апр 2012, 14:56

Современным состоянием русской речи, тем, что с нею происходит, озабочены многие: в первую очередь учителя-словесники, политики, общественные деятели, журналисты. И, конечно же, лингвисты: и хотя они призваны изучать процессы, которые происходят в языке, им тоже далеко не безразлично, почему и как засоряется литературный язык, как соблюдаются культурные традиции.
Четырехлетняя девочка спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Девочка стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету…
Другой ребенок услышал выражение "они живут на ножах" и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых лежат и сидят какие-то странные люди.
В основе этих забавных случаев, рассказанных К. Чуковским в книге "От двух до пяти", лежит сложное и интересное явление русского языка. О фразеологии написано множество трудов, статей, а интерес к этой области языка не иссякает ни у исследователей, ни у тех, кто не равнодушен к слову. Все это способствовало возникновению интереса к данному пласту языка.
Данный проект наглядно показывает, каким образом можно привлечь обучающихся к изучению языка, при этом давая им посильную нагрузку. Это повторения изученного ранее, так как весь материал по фразеологии ребятам уже встречался, используются традиционные и инновационные технологии, современные средства обучения. Проект построен на опережающем задании – работе отдельных учащихся с дополнительной литературой и составлении детьми сообщений и презентации по данной теме, что способствует успешному запоминанию материала, а также воспитанию интереса школьников к изучению русского языка.
А также в работе мы попытались исследовать языковую картину мира современного школьника.

Название проекта «Роль фразеологизмов в речи»
Основные цели проекта: познакомить с особенностями фразеологизмов;
углубить познания о сферах употребления фразеологизмов ;
развивать творческие способности обучающихся;
приобщить к научно-исследовательской деятельности.
Методы исследовательской работы:
• Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме).
• Анкетирование; лингвистический эксперимент.
• Теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений).
• Историко-культурный метод; статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате анкетирования и лингвистического эксперимента).
Задачи проекта:
• Сформировать представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего;
• Развивать навыки исследовательской деятельности.

Гипотеза:
Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?
Время выполнения проекта: 1,5 года
Этапы работы:
I.Подготовительный этап.
II. Процесс обучения.
III.Заключительный этап.
Практическая значимость проекта:
• Проект «Роль фразеологизмов в русском языке» разработан для обучающихся 6-7 классов общеобразовательных школ, может быть использован при изучении темы «Лексика», «Фразеология», на кружковых занятиях по русскому языку.
• Главным в этом проекте является совершенствование у обучающихся навыков работы с информацией, формирование у них высокой культуры речевого общения и развитие коммуникативных качеств.
• В ходе проекта обучающиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня.
• В процессе работы над проектом у обучающихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи.
Деятельность обучающихся оценивается по предварительно разработанным критериям (презентации, буклета, бюллетеня, текстовых документов), критерии были предъявлены обучающимся перед началом работы и тем самым они явились ориентиром на положительный результат (таблица критериев).

Нами были выделены 4 вопроса:
1.Что включает в себя понятие « фразеологизм»?
2.Откуда и как появись фразеологизмы?
3.Одинакова ли степень самостоятельности слов в фразеологизмах?
4.Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному?
Эти вопросы заданы отдельным группам обучающихся, им я подготовила и раздала листы планирования самостоятельной деятельности по проекту (показ).

• Группа 1 - сбор материала о свободных и несвободных словосочетаниях (Гареева И.И.-7 класс ), социологический опрос обучающихся 5, 6, 9,10 классов, учителей о значении фразеологизмов (Хайруллин Н.Г.-7 класс), создание буклета.

• Группа 2 - сбор материала о путях появления в русском языке фразеологизмов (Салимуллин Д.Р.-7 класс) , создание опорного конспекта (Каюмова С.Ф.- 7 класс)
• Группа 3 -сбор материала о фразеологических единствах (Садретдинова А.Р.- 7класс), сращениях (Ганиев Ю.И,. 7 класс), сочетаниях (Магасумов А.М- 7 класс), создание бюллетеня (Хабибрахманов И.Р. -7 класс).
• Группа 4- сбор материала о фразеологической многозначности, синони-мии, антонимии- ¬работа со словарями (Мухамадиев А.Ф. -7 класс) и оформление презентации (Шаяхметов И.И. -7 класс).
Исследуя полученные в результате анкетирования материалы, мы установили, что школьники в повседневной жизни употребляют самые распространенные фразеологизмы, но не все знают их происхождения и что наши учителя тоже мало используют в своей речи фразеологизмы, хотя на вопросы анкеты опрошенные учителя ответили правильно.
Кроме того, нами установлено, что языковая картина мира пятиклассника и девятиклассника различаются. Старшие школьники понимают важность и многообразие, масштабность употребления фразеологизмов. Они стоят выше бытового уровня, пытаются прикоснуться к глубине языка.
Пятиклассники относятся к фразеологизму как к временному явлению в их речи, но часть ребят все-таки считает его необходимым «для связи слов», «для выразительности».Вместе с тем нами отмечено, что у многих обучающихся языковая картина мира шире и многообразней.
Работая над этой темой, мы пришли к выводу, что школьникам необходимо правильно выбирать языковые средства, в полной мере интересоваться историей языка и этимологией слов и выражений. Для этого необходимо не только видеть огромный пласт лексики – фразеологию, но и анализировать живую речь, развивать рефлексию на свою и чужую речь.
Также ребята сделали свои выводы :фразеологизмы хотят употреблять все, но не все могут. Их употребляют люди, которые много читают, у которых богата речь;
– фразеологизмы употребляют начитанные люди;
– фразеологизмы необходимы в речи, потому что с человеком интересней общаться, он может точнее выразить свои мысли и чувства;
– фразеологизмы нужны для того, чтобы речь была развита у тех людей, которые выступают на юмористических концертах.
Таким образом, анализ ответов позволил сделать вывод, что основная цель употребления фразеологизмов в речи школьников:
– нужны в речи для связи слов;
– помогают преодолеть недостаток слов;
– делают речь ярче.
«Вы заблудились в трех елях», «У него семь четвергов на неде¬ле», «Он привык из кильки делать кита» - не правда ли, странно вы¬глядят эти предложения? А предложения «Он заблудился в трех со¬снах», «У него семь пятниц на неделе», «Он привык из мухи делать слона» не вызывают удивления. Так говорят.
Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.
Вывод проекта.
Мы убедились, что при помощи разных значений одного и того же фразеологизма, фразеологических синонимов и антонимов можно выразить мысль по- разному. Фразеологизмы- это жемчужины , которые делают нашу речь красивой, интересной, богатой, насыщенной и эмоциональной.
Фразеология – это величайшая сокровищница и непреходящая ценность языка.
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание?
Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.
Магасумова
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 03 апр 2012, 14:29

Мое педагогическое кредо

Сообщение admin » 01 апр 2012, 07:38

...
admin
Администратор
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56


Вернуться в Магасумова Р.Р.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron