Лилия Зямиловна » 03 апр 2012, 11:07
Ахметшина Лилия Зямиловна, учитель татарского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г.Туймазы
Инновационный проект «Использование элементов критического мышления для развития связной речи учащихся на уроках татарского
языка и литературы»
Высокий уровень педагогического мастерства предполагает поиск новых идей воспитания и обучения, превращения их в результативную методику обучения. Жизнь требует от успешного человека мышления высокого уровня, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Из чего и исходят новые образовательные стандарты. Традиционная система обучения больше нацелена на развитие памяти ученика (запоминание). Понимание же — сложная мыслительная операция, и учащиеся трудятся над постижением чужой идеи. Ученик переводит научные идеи на доступный для себя язык и мыслительный уровень. Воспринимается то, что создано другими. Однако, такое мышление пассивно. Как научить ребенка проверять, оценивать, развивать уже понятые идеи?
И одна из отправных точек для развития такого мышления — это развитие критического мышления.
Технология критического мышления - это уникальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
В основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «вызов — осмысление — рефлексия».
Цель нашего проекта — развитие связной речи учащихся на уроках татарского языка и литературы через использование элементов критического мышления. Воспитывать стремление учиться в течение всей жизни.
Технология критического мышления на уроках татарского языка и литературы позволяет решать следующие задачи:
• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
• культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
• информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
• социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.