Шарифгалиева Завгори » 03 апр 2012, 15:50
Шарифгалиева Завгория Гаделхановна
учитель татарского языка и литературы высшей категории
МОБУ СОШ №1 с. Бураево Республики Башкортостан
победитель конкурса лучших учителей РФ, 2006 г.
Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся с использованием дидактической многомерной технологии.
Обучение детей на уроках родного языка и литературы является продуктивным, когда на занятиях обеспечено органическое единство учения и творчества. Если творчеству обучать невозможно, то необходимо создать условия, благодаря которым оно проявится у детей, и их творческие способности будут развиваться.
Дидактическая многомерная технология Штейнберга В.Э. предлагает универсальные и наглядные дидактические инструменты для представления учебного материала, облегчающую подготовительную и обучающую деятельность учителя. Данная технология с использованием компьютерной графики становится более привлекательной.
Главным элементом дидактической многомерной технологии (ДМТ) является опорно-узловая система координат, обладающая важными свойствами. С ее помощью программируются часто повторяющиеся операции переработки учебного материала (координация знаний, разделение на части, выделение узловых элементов содержания). После нанесения на координаты выделенных из описательной информации ключевых элементов содержания, получается образ-модель, представляющая учебный материал, который соответствует некоторым особенностям мозга и поддерживает процесс восприятия, осмысления, запоминания и воспроизведения знаний. Данная модель получает название – логико-смысловая.
При конструировании и моделировании учебного материала на опорно-узловой системе координат совершенствуются основные виды деятельности учителя: подготовительная, учебно-совместная, самообразовательная, поисково-творческая. С появлением возможности использования компьютерных технологий процесс конструирования значительно облегчается. Возрастает количество обработки информации. Технологическая сторона моделей становится привлекательной, т.е. появляется дидактический дизайн. Материал подбирается, тиражируется.
Вся информация, заложенная на лучах-координатах, сопровождается иллюстративным материалом. Работая совместно с учителем над запоминанием координат ЛСМ, учащиеся принимают активное и сознательное участие в обучении, т.е. происходит обучение в сотрудничестве.
ЛСМ по творчеству писателей на уроках родной литературы, ЛСМ классного руководителя заинтересовали моих коллег.
Приложение 1.-Схема проекта ЛСМ.
Опыт педагогической деятельности в течение ряда лет представляется на семинарах учителей родных языков, в проведении мастер-классов в ИРО РБ.
Были разработаны Брошюры «Схемы-проекты на уроках родной литературы», «Каюм Насыйри – многогранный талант». Эксперимент по использованию ДМТ на уроках родного языка и литературы длится уже семь лет. Семилетний опыт обучения показал эффективность такой работы. 12 учащихся заняли призовые места на республиканских олимпиадах и конкурсах и награждены почетными грамотами Министерства образования РБ.
Таким образом, применение дидактической многомерной технологии позволяет:
Развивать навыки работы с дополнительной литературой
Усилить интерес учащихся к предмету
Повысить качество знаний
Снять напряженность психолого-педагогических проблем.