Историко-патриотическое воспитание молодежи

Модератор: Алсу Муртазина

Re: Историко-патриотическое воспитание молодежи

Сообщение Кузьмичева Любовь » 30 апр 2012, 06:32

Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. В практике учителей истории музейные уроки, посвященные краеведческим темам. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. Внеклассная работа, проводимая в школьном музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Встречи учащихся с ветеранами войны, традиционные праздники ко Дню Победы, викторины по краеведению, – все это развивает интерес и углубляет знания учащихся в области истории родного края. Только в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.
Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Историко-патриотическое воспитание молодежи

Сообщение Кузьмичева Любовь » 30 апр 2012, 06:30

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеучебной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Историко-патриотическое воспитание молодежи

Сообщение Кузьмичева Любовь » 30 апр 2012, 06:23

Классической, наиболее специфичной формой общения музея с посетителем была и остается экскурсия. Именно экскурсия вводит посетителя в особую пространственно-предметную среду, оставляет наедине с подлинным музейным предметом, погружает в Реку Времени, делает понятным социо-культурный смысл вещи. Духовное и материальное здесь находятся в органичном синтезе. И задача музейного работника — сделать понятными знаки и символы музейной экспозиции, помочь ощутить ценность предметно-образного мира культуры, вызвать душевный резонанс, дать почувствовать дух эпохи, воспринять духовно-эмоциональный опыт предыдущих поколений.
Необыкновенно важную роль играют личностные черты руководителя музея, его умение общаться со школьниками. Для того чтобы разговор возникал естественно и по-настоящему заинтересовывал всех его участников, он должен быть проблемным, очень конкретным, лишённым ложного пафоса. Необходимо, чтобы это был рассказ о реальных событиях. Пришедший сюда школьник должен слышать реальную историческую, а не «приукрашенную» правду. Конкретным и живым должен быть рассказ о судьбах людей, их творчестве и т.п. Вместе с тем акценты на позитивных проявлениях народного характера, конечно же, должны расставляться.
Сделать экскурсию яркой, эмоциональной, образной, психологически выверенной непросто. Сущность экскурсии в том, что «это одна из форм познания окружающего мира, состоящая из двух важнейших элементов: показа заранее подобранных объектов и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда». Методически грамотную экскурсию отличают следующие обязательные признаки:
- протяжённость во времени;
- наличие экскурсионной группы;
- руководство квалифицированного специалиста;
- осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
- знакомство с объектом в движении;
- чётко определённая тема, являющаяся стержнем осмотра, диктующая его направление.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Историко-патриотическое воспитание молодежи

Сообщение Кузьмичева Любовь » 30 апр 2012, 06:21

Музейная педагогика уже давно стала основой многих воспитательных систем. На сегодня она едва ли не единственная систематизированная форма педагогической деятельности, обеспечивающая воспитание юных россиян в духе государственного патриотизма, служения Отечеству. Музейная педагогика — это педагогика, обращённая к юному посетителю через специфику музея. В основе её лежат методы и приёмы, рассчитанные на преподавание и закрепления знаний с помощью предметов, объектов и явлений окружающего нас мира. Используются все воплощения материальной и духовной культуры, которые окружают нас дома, на улице, в значительной мере привлекаются предметы, собранные в музеях разных профилей, в том числе и в школьных музеях. В преподавании раскрывается волшебная способность предметов быть символом и знаком своего времени, отражать господствовавшие в нём отношения, ментальности, вкусы, свидетельствовать о происходивших событиях и совершавшихся открытиях. Предмет аккумулирует в себе знания и умения людей своей эпохи, может также быть своеобразным портретом своего хозяина или создателя, свидетельствовать о его потребностях, вкусах, социальной роли, чувствах и т.д.
В настоящее время накоплен большой арсенал интерактивных форм, методов и приёмов музейной педагогики в работе с учащимися по формированию гражданственности и чувства патриотизма.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Историко-патриотическое воспитание молодежи

Сообщение Кузьмичева Любовь » 30 апр 2012, 06:19

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Историко-патриотическое воспитание молодежи

Сообщение Кузьмичева Любовь » 30 апр 2012, 06:16

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоков душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан для достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников. В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества, уважение к атрибутам государственности: Флагу, Гербу и Гимну страны. Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе
и школьника. Сегодняшние достижения новой России пока еще не стользначительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. И недалекое прошлое дискредитировано и жизнью, и средствами массовой информации. Тем не менее, пришло время показывать все достижения Руси – России – Советского Союза – Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство – княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда и юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России – это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, ради чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью,самой жизнью во имя интересов Отечества. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине,
к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.
Кузьмичева Любовь
 
Сообщения: 51
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 05:52

Re: Историко-патриотическое воспитание молодежи

Сообщение Салмиянова » 30 апр 2012, 04:55

zilya_hasan считает "Музей — это идеальная база воспитания гражданина и патриота на лучших национально-культурных традициях Отечества."
Я согласна с этим мнением, и считаю, что очень повезло тем школам, у которых есть возможность использовать музеи в воспитании патриотизма, в формировании чувства долга перед Родиной.Следует использовать материалы музея на все сто, так как музеи погружают нас в другую эпоху, в нашу историю, уже не в абстрактную историю, а более реальную и понятную. При проведении уроков и мероприятий в нашем школьном музее замечаю, что дети становятся более открыты для усвоения информации, стараются уловить и запомнить каждое слово, часто задают уточняющие вопросы, и даже наши любимые хулиганы в такие моменты становятся вполне ручными.
Салмиянова
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 24 апр 2012, 08:57

Re: Историко-патриотическое воспитание молодежи

Сообщение zilya_hasan » 29 апр 2012, 16:50

Музей — это идеальная база воспитания гражданина и патриота на лучших национально-культурных традициях Отечества. Бесспорные преимущества в историко-патриотическом воспитании имеют военно-исторические музеи, в сути и природе которых изначально заложен огромный потенциал воспитания на примере ратных подвигов наших дедов.
Сегодня, перед великим праздником 9 Мая, в стенах школьного музея проходят встречи с ветеранами войны и тыла. Учителя и учащиеся нашей школы готовят большое мероприятие для ветеранов, но их уже в нашем селе осталось только двое.
zilya_hasan
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 апр 2012, 15:28

Re: Историко-патриотическое воспитание молодежи

Сообщение Швецова Зоя » 29 апр 2012, 13:21

Формирование исторической памяти, равно как и вся система историко-патриотического воспитания, в первую очередь, осуществляется школой, которая последовательно, в течение многих лет вводит обучающихся в широкий круг ценностей, позволяющих познать и осмыслить историю своего края, страны, человечества, приобщиться к национально-культурным святыням, идентифицировать себя со своим народом и его традициями, проявить свои патриотические чувства. Все это не лишает армию, средства массовой информации, семью и иные социальные институты возможности вносить свою лепту в формирование гражданина и патриота. Однако жизнь убедительно показывает, что ведущим компонентом в этом процессе является школа. Тем не менее, нельзя не видеть, что в системе историко-патриотического воспитания есть звено, которое по ряду параметров превосходит даже школу. Это музей, который способен расширить палитру применяемых учебными заведениями методов идейно-эмоционального воздействия, «оживить» время, приблизить историческое событие или явление к духовной жизни современного общества, сделать историю наглядной, осязаемой, постижимой. Музей — это идеальная база воспитания гражданина и патриота на лучших национально-культурных традициях Отечества. Преимущества в историко-патриотическом воспитании имеют военно-исторические музеи, в сути и природе которых изначально заложен огромный потенциал воспитания на примере ратных подвигов отцов.
Швецова Зоя
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 11:59

Re: Историко-патриотическое воспитание молодежи

Сообщение Венера Гузаерова » 29 апр 2012, 11:18

В МБОУ СОШ с.Старокиргизово силами педагогического коллектива, а именно по инициативе директора школы Галиуллина К.К, совета ветеранов, директора СДК Мазитова Р.И создается историко- краеведческий музей. 9 мая планируется торжественное открытие музея.Большую финансовую помощь при оформлении музея оказывают земляки из д.Новомедведево, Старокиргизово, Хазино( теперь этой деревни уже нет), выпускники школы. Площадь музея около 50 кв. м, состоит из 4 залов .Силами учащихся и всех заинтересованных лиц собираются экспонаты , среди которых очень много уникальных по своей исторической ценности находок.Части шежере рода Киргиз ,найденные учителем истории Салимгареевым И. в старинных мусульманских книгах, метрические книги деревни Старокиргизово, с которыми еще придется позаниматься.
Венера Гузаерова
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 05 апр 2012, 10:59

Пред.След.

Вернуться в Историко-патриотическое воспитание молодежи средствами музейной деятельности

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron