Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Модераторы: Халикова Л.Р., Тимерьянова Л.Н., Зиннурова Г.Р., Шафигуллина Р.Р., Фания Нуриманова, Душанбаева С.С

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Марина В В » 17 сен 2012, 09:18

На мой взгляд, учителю для успешной работы по стандартам нужны следующие качества:
Во-первых, учитель должен быть способен видеть проблемы в своей профессиональной деятельности.
Во-вторых, учитель должен хотеть меняться, и это, наверное, самое важное.
В-третьих, учитель должен сочетать в себе знание предмета и психолого¬педагогических основ с достаточно высоким уровнем общей культуры.
Учитель- человек универсальный, и если он способен учить, значит он способен и переучиваться. Мне кажется, что практически все учителя уже готовы работать и работают, применяя ФГОС в своей работе.
Но как всегда не всегда все сразу получается хорошо, требуются доработки.По своему опыту работы могу сказать, что не хватает доступной методической литературы и нет возможности постоянно применять на уроках информационные технологии.
Марина В В
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 08:44

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Зиннурова Г.Р. » 17 сен 2012, 09:02

ГузельБай писал(а):Я считаю, что в системе образования должны создавать условия для ведения постоянной методической поддержки, получения консультаций по возникающим вопросам, использования опыта других образовательных учреждений, учитывая интересы и возможности сельских педагогов.Педагоги готовы к реализации ФГОС, нужно только создать им необходимые условия. Например - установить компьютеры в каждом кабинете начальных классов.

Да, коллеги, полностью согласна с Гузель! Условия для реализации ФГОС надо создавать, и не только материальные. В нашей ветке мы должны говорить о психологических условиях данного явления.
:?: Каковы эти условия и как они реализуются конкретно в ваших образовательных учреждениях?
Ждем ответов! :!:
Зиннурова Г.Р.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 22 дек 2011, 10:14

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Марина В В » 17 сен 2012, 08:59

По моему глубокому убеждению, вся система обучения в современной школе страдала очень серьезным недостатком: детям не хватало умственного воспитания - специальной работы, направленной на развитие способностей ученика. Ученик изо дня в день, из года в год повторял чужие мысли, а своих собственных не выражал. Перед ним становилась единственная задача: запомнить, сохранить в памяти, воспроизвести.
В чем же теперь заключается роль современной школы? Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса.
Верно отметили коллеги, изменился весь стиль работы учителя. Теперь работа с детьми строится по-иному и требует огромной подготовки учителя.
Марина В В
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 08:44

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение ГузельБай » 17 сен 2012, 07:36

Условно выделяют три группы проблем: общие, личностные и системные.
Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов: к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Личностные проблемы: психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Системные проблемы: недостаточный уровень самостоятельности в определении содержания программы; неинформированность о качественных изменениях в организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов, их оцениванию; неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся; неумение формировать и реализовывать программу духовно-нравственного развития и воспитания школьников; сложности в организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися; неумение разрабатывать программы внеурочной деятельности школьников; недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС; недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей, необходимых ОУ;
ГузельБай
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 04 сен 2012, 11:30

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение ГузельБай » 17 сен 2012, 07:22

Я считаю, что в системе образования должны создавать условия для ведения постоянной методической поддержки, получения консультаций по возникающим вопросам, использования опыта других образовательных учреждений, учитывая интересы и возможности сельских педагогов.Педагоги готовы к реализации ФГОС, нужно только создать им необходимые условия. Например - установить компьютеры в каждом кабинете начальных классов.
ГузельБай
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 04 сен 2012, 11:30

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение ГузельБай » 17 сен 2012, 07:04

на уроках мы организуем деятельность детей, хотя технологии развивающего обучения для нашей школы не новы. Но раньше они не становились необходимостью. Я заметила, как изменилась наша подготовка к уроку, мы стали готовиться дольше и тщательнее, продумывая деятельность учащихся, а не только свою. Стандарты сыграли роль прививки, благодаря которой в большом образова­тельном организме вырабатываются механизмы его обновления.
ГузельБай
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 04 сен 2012, 11:30

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Надежда » 17 сен 2012, 05:12

Сейчас как никогда нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку, подготовить его к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется. Поэтому большая работа возлагается на плечи школьных психологов. Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психологическое сопровождение личностного развития и профессиональной деятельности педагогов с целью оптимизации профессиональной компетентности педагогического коллектива и поддержания позитивного психологического климата.
Основная задача педагога-психолога помочь своим коллегам занять в отношении школы и ее развития активную, творческую позицию. Решение этой задачи – дело не быстрое и серьезное. В первую очередь необходимо оказывать поддержку учителя в реализации его собственных базовых потребностей через освоение способов влияния на физическое здоровье. Участие в тренингах и психологически насыщенных занятиях вместе с учителями членов администрации школы (и директора, и его заместителей) способствует сближению и сплочению коллектива, помогает решить проблемы мотивации учителя на освоение нового в профессии, способствует поддержанию позитивных установок и ценностей как в отношении себя, так и других людей, показывает возможности практической деятельности психолога как специалиста и влияет на установление доверительности в его отношениях с педагогами.
Участие в тренингах позволяет учителю определить особенности своего стиля педагогического труда, осознать свою индивидуальность, упражняет в рефлексии. Например, анализировать свое состояние после совместной деятельности помогает макет моря с островами: Грусти, Тревоги, Неопределенности, Недоумения, Воодушевления. Просветления, Радости, Удовольствия и Бермудского треугольника. Подобные приемы положительно сказываются на эффективности педагогического труда, на психологическом климате в коллективе.
Надежда
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 05:10

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Халикова Л.Р. » 16 сен 2012, 18:59

Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в диалоге о психологической готовности учителя к внедрению ФГОС.
В условиях введения новых стандартов учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Стандарт диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагогов. Профессиональная и психологическая готовность учителя к введению новых стандартов выступает одним из гарантов реализации идей стандартов.
Под психологической готовностью мы понимаем устойчивое психическое состояние личности или коллектива, образующееся вследствие осмысления содержания и значимости новых стандартов и выражающееся в позитивно активном отношении к нововведению. Готовность не основывается только на установке. Она базируется на осознании содержания нововведения, его личностной и коллективной значимости, на целях и способах участия личности или коллектива в нововведении.
Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС – прио-ритетное направление развития образования и необходимое условие эффективности образовательного процесса.
Уважаемые коллеги! Что на Ваш взгляд есть психологическая готовность и как определить ее?
Тимерьянова Лилия Николаевна,
доцент кафедры психологии ИРО РБ
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Халикова Л.Р. » 16 сен 2012, 18:51

Мы рады вас приветствовать, уважаемые коллеги, участники форума! Сегодня новый образовательный стандарт должен мотивировать ученика к познанию, давая ему возможность выбора. И именно такой стандарт, который дает возможность вариативности, множественности – главная характеристика нового образования. Вариативное образование направлено на предоставление личности веера возможностей выбора жизненных целей и активизации ее поисковой активности. Его цель – учитывать в обучении мотивы и потребности ребенка, уйти от обучающей системы типа «чтобы все были равны».
Согласитесь, сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Именно поэтому нельзя давать школьнику фрагменты общих знаний по огромному числу предметов. Образование должно быть избыточно, но именно в той области знаний, к которой ученик предрасположен, к которой у него есть способности, которую он сам охотно выбирает. Только так закладываются основы системного мышления и мировоззрения. В инновационных стандартах три уровня восхождения к универсальности познания дают возможность построения такого образования.
В основу новых стандартов положен деятельностный подход. Развитие личности человека – это развитие системы «человек–мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.
На практике суть деятельностного подхода заключается в том, что дети под руководством учителя включаются в учебно-воспитательный процесс. Это ключевой вопрос – с помощью деятельности – не с помощью готового образца, прочтения готовой фразы, тренировки выполнения какого-то навыка, а с помощью деятельности. Какие основные компетенции характеризуют эту ситуацию деятельности человека? Например, умение ставить и решать учебную задачу, умение находить способы решения этих задач, умение искать обобщенные способы решения задачи. Для этого педагогу надо владеть определенными компетенциями. Например, умение строить совместную деятельность детей между собой и со взрослыми, умение правильно организовать поисковую работу детей, конструировать действия детей, находится в ситуации взаимопонимания детей, т.е. возникает тот важный психологический слой: коммуникация, взаимопонимание, рефлексия – без которых эта деятельность не может быть построена. Возникает необходимость специального психолого-педагогического сопровождения данной работы в плане осознания и осмысления того, как устроена эта деятельность детей и взрослых; какова структура деятельности, ее основные компоненты; когда педагог понимает особенности, интересы, склонности ученика и его возможности. Педагог способен строить с помощью присвоенных компетенций такие учебные ситуации, когда способности и склонности ученика учитываются чтобы сохранить мотивацию к деятельности, учению, а, следовательно – к развитию. В решении этих вопросов педагогические работники нуждаются в психологической поддержке, повышении психологической компетенции.
Огромное достижение новых стандартов – индивидуализация работы ученика. Стремление идти за возможностями и способностями ребенка в учебно-воспитательной ситуации и означает построение индивидуально ориентированных траекторий его работы. Образовательный процесс должен быть ориентирован на каждого ученика и учитель должен строит конкретно его работу с учебным материалом. Итак, с внедрением новых стандартов произошла психологизация образования.
Уважаемые коллеги, в рамках работы нашего форума предлагаем обсудить проблему: каковы особенности, возможности психологического обеспечения новых образовательных стандартов; в чем заключаются психологические аспекты готовности учителя к реализации ФГОС нового поколения?
Зав. кафедрой психологии ИРО РБ: Л.Р. Халикова.
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение admin » 16 сен 2012, 09:16

Психологические аспекты готовности учителя к введению и реализации ФГОС основного общего образования
admin
Администратор
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56

Пред.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron