Здравствуйте, коллеги!
Я работаю в обычной сельской школе, где нет параллелей. В прошлом году я набрала 1 класс. Уже на подготовке я обратила внимание на скованность детей. Выяснилось, что из 6 семей, только две семьи можно назвать благополучными. Две семьи без пап, одна из которых многодетная. Одна семья многодетная, малообеспеченная и одна семья полная, но неблагополучная (позже детей забрали в приют). Ни один ребёнок не посещал детский сад. Уровень подготовки к школе был низкий. Но особенно меня беспокоила психологическая готовность. Дети не могли общаться друг с другом, были зажаты, боялись отвечать и высказывать своё мнение. Я стала думать, что мне делать? Ведь в школе нет психолога. На помощь пришёл интернет. Я случайно натолкнулась на одном из сайтов психологов на Арт-терапию. Меня это заинтересовало, и я решила взять на внеурочную деятельность именно её. Я составила программу на 1 час в неделю.
Целями которой являются:
1. Помощь в адаптации детей к образовательному учреждению
2. Сплочение детского коллектива
3. Снижение уровня тревожности
4. Помощь в преодолении детской застенчивости в общении со сверстниками и взрослыми
5. Снижения агрессии у младших школьников
6. Творческое развитие ребенка
7. Эмоциональная разгрузка и положительный настрой
8. Повышение учебной мотивации путем создания благоприятного отношения к школе.
Направления арт-терапии: 1. «Изотерапия». 2.«Танцевально-двигательная и музыкальная терапия». 3.«Песочная терапия», 4.«Сказкотерапия», 5. «Глинотерапия», «Пластилинография», «Тестопластика». 6. « Цветотерапия». 7. « Бумагопластика»
Планируемые результаты:
1. Проявление у детей позитивного образа "Я";
2. Повышение уровня уверенности в себе;
3. Снижение эмоционального напряжения;
4. Установление достаточного уровня развития сенсорных и моторных качеств ребенка;
5. Развитие:
– умения выражать свои эмоции и чувства;
– навыков межличностного общения;
– способности к рефлексивной деятельности;
– познавательного интереса.
Арт-терапию в начальных классах можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию.
Как оказалось, метод арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми младших классов. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад.Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то и другое лежат в основе желания учеников «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое).
Его можно использовать для развития командного поведения и групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить.
Польза от применения арт- терапевтических приемов в работе с детьми в начальной школе:
1. устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз), появляется демократизм отношений;
2. у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
3. воспитывается чувство коллективизма;
4. отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
5. на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
6. создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
7. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
8. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
9. идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
10. уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.
Второй час я взяла на проектную деятельность по УМК «Школа России».
Результаты проектной деятельности можно посмотреть на странице http://www.proshkolu.ru/user/oksana7339/folder/240185/ и http://www.proshkolu.ru/user/oksana7339/folder/197889/, на этой же странице есть часть работ выполненных по Арт- терапии.