Рустем Ангамович » 24 сен 2012, 03:32
Особенности введения ФГОС ООО можно разделить на две составляющие – специфика самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими в системе образования.
Ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития, которые реализуются в трёх компонентах стандарта.
ФГОС для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, – это преемственная, но дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Выпускник начальной школы должен владеть основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы – уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; кроме того, в младшем звене необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, в среднем звене – быть социально активным, уважать закон и правопорядок, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Новые образовательные стандарты – это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации – в планируемые результаты. Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ. Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумевается освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляются способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.