Психологическое сопровождение...

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Елена Николаевна » 03 фев 2013, 10:39

Василина писал(а):
Елена Николаевна писал(а):Работа над развитием творческого мышления начинается в моем образовательном учреждении уже с ребятами начальной школы. Я использую программу курса развития творческого мышления Ю.Б. Гатанова. Цель программы: развитие общих свойств творческого мышления: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке, преодоление стереотипности и шаблонности мышления. Основное достоинство курса: каждый учащийся может выполнять задание в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом, поскольку этот курс не опирается на способность учащихся применять какой-либо учебный материал, и каждый ребенок может творить, используя только имеющиеся у него знания и опыт. Курс уникальный. Дети учатся видеть в привычных ситуациях нестандартные варианты решений. Развиваются не какие-то отдельные навыки, а именно само мышление – способность придумывать быстро и много идей, способность детализировать идею, развить придуманное до определенного уровня. В результате использования этого курса дети должны научиться:
- мыслить образами, а значит – удерживать в памяти нужный в школе и жизни объем информации,
- не бояться больших объемов информации и получать удовольствие от самого процесса запоминания, а значит, учиться легко и весело,
- простым способом решать самые сложные задачки, искать разные варианты решений и не бояться неправильных ответов,
- «слету» понимать проблему и быстро делать все, чтобы ее решить.
Занятия проходят раз в неделю в течение всего учебного года. Каждое занятие делится на три части: первая – разминочная, в ходе которой участники должны понять, как лучше выполнять задание, усваивают основные правила. Вторая часть – основное задание, направленное на развитие определенных творческих способностей.. Третья часть – дополнительное задание, выполняется на занятии или дома. Таким образом строятся все занятия по курсу, причем на одном занятии выполняется один вид творческой деятельности.
Особенность, сопровождающая проведение занятий – свободная, творческая атмосфера. Ведь если мы нацеливаем учащихся на необычные и оригинальные ответы, то должны быть готовы к приподнятому настроению. А это значит, что дети с удовольствием посещают занятия, раскрепощаются, не боятся ответить неправильно, снижается тревожность.
Если у коллег есть вопросы ко мне, с удовольствием отвечу.


Елена Николаевна, вы предложили очень интересный вариант творческого развития детей. Мне интересно по поводу этого узнать, как долго Вы работаете с детьми по данной программе, каких результатов добились и в каких направлениях?

Я работаю по данному направлению не первый год. Был опыт, когда набиралась группа учащихся 4-х классов и проводились занятия в течении двух месяцев. Сейчас я занимаюсь второй год с одними и теми же ребятами, второклассниками, начинала работу с ними в первом классе. Это еще интереснее. Занятия один раз в неделю в течение всего учебного года. Так по-разному вести работу позволяет программа развития творческого мышления Гатанова.
Весь курс состоит из пяти частей:
- для детей 6-10 лет
- для детей 7-12 лет
- для детей 8-14 лет
- для детей 9-16 лет,
- для детей старше 10 лет, каждая из которой относительно независима, т. е. начинать можно успешно с любой из них. Каждая часть курса состоит из 36-ти занятий. Темпы прохождения также могут быть достаточно гибкими. Каждую часть курса можно пройти за 3-5 недель, а можно и за учебный год.
Результаты - стабильная положительная динамика. Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).Общей целью применяемых методов диагностики являлось определение актуального уровня развития воображения и креативности ребенка. Применялась диагностика воображения по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко), тест креативности Торренса.
Кроме этого, хочется отметить положительную динамику в коррекции самооценки учащихся, уровня тревожности. Даже очень скромные, застенчивые девочки в моих группах сейчас отвечают и чувствуют себя очень уверенно, не боятся ответить неправильно (ведь неправильных ответов-то и нет), и даже некоторые обгоняют своих бойких одноклассников по качеству и количеству вариантов решений заданных ситуаций. Параллельно развиваются навыки общения, умение выслушать, работать в группах.
Еще одно важное замечание: не только психологи могут заниматься развитием креативности учащихся. Педагоги также могут использовать курс развития творческого мышления Гатанова во внеклассной деятельности, в методичке имеются подробные рекомендации.
Елена Николаевна Гридина, педагог-психолог, г. Салават
Елена Николаевна
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 04:38
Откуда: г. Салават, МБОУ "Лицей № 8"

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Елена Николаевна » 03 фев 2013, 10:23

психолог Гузель писал(а):Продолжая тему о психологическом сопровождении развития креативности детей и подростков в условиях урочной и внеурочной деятельности необходимо отметить, что основной целью в развитии креативного мышления является то, чтобы уйти от привычных способов мышления и озвучить новые, из которых отбираются самые полезные. В данном подходе необходимо учесть что и педагог должен быть готов к этому. Ситуация, когда педагог понимает и сам мыслит креативно, а не шаблонно, как часто бывает. Моему сыну повезло в этом плане, так как свои креативные способности ему посчастливилось развивать с опытным биологом. Он научился работать с литературой, освоил проектную деятельность. Благодаря большому опыту и поддержке педагога развил в себе дивергентное мышление и стал участвовать в олимпиадах, НПК и пр. Переняв некоторый опыт, нашего биолога Нины Саидовны, я стала работать с детьми в данном направлении. Очень важным считаю, в данном контексте, мотивацию ученика, совершенно не обязательно что это работа с одаренными. Где же взять всем одаренных детей? Главное желание ученика развиваться, поддержку родителей и конечно же уровень подготовки педагога. Желаю всем удачи. Это сложное и интересное направление. При постоянной работе по развитию детей, результаты обязательно будут, но к ним нужно идти- это наша цель!

Данное направление позволяет развивать не только творческое мышление детей, но и оказывает помощь в раскрытии и развитии творческого потенциала самих педагогов. Невозможно учить творчеству и при этом самому не стать более творческим человеком. Это аксиома, в которой вы убедитесь, проводя работу по развитию креативности. Творческих успехов вам !!!
Елена Николаевна Гридина, педагог-психолог, г. Салават
Елена Николаевна
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 04:38
Откуда: г. Салават, МБОУ "Лицей № 8"

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Fotiniy » 03 фев 2013, 09:45

Здравствуйте, коллеги!
Тема ‹ Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение ", очень важна и актуальна. Очень сложно выявить одаренного ребенка без специальных методик. Начиная работать с ребенком, возникают такие сложности, как определить область в которой ребенку лучше развиваться. Каждый учитель хотел бы работать с активным, усердным, талантливым. Но одаренный ребенок и отличник - это совсем разные дети. Иногда работаешь с отличником и видишь, что он только усидчив, имеет хорошую память, ответственный и старательный. Хотя если в него вложить много труда, он добьется определенных результатов. Но когда учителя по всем предметам хотят работать именно с таким ребенком, возникают трудности, например такие, как большая нагрузка для учащегося. Подготовка к олимпиадам требует больших усилий и большого труда. А если ребенок участвует в нескольких олимпиадах? Еще ведь и школьный материал по остальным предметам нужно изучать.... Нагрузка возрастает и дети начинают нервничать, беспокоиться и т. д. Поэтому, действительно, нужны в школах психологи, которые помогли бы определить направление развития ребенка и давать периодические консультации.
Fotiniy
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 14:27

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Светлана Юрьевна » 03 фев 2013, 03:56

Ситуация, когда одаренный ребенок оказывается в числе неуспевающих

Некоторые одаренные дети, обладающие высокоразвитым интеллектом, тем не менее оказываются в числе неуспевающих. Это дети, страдающие таким заболеванием, как пониженная обучаемость (в эту категорию гораздо чаще попадают мальчики, чем девочки). Приблизительно 10% одаренных детей владеют навыками чтения гораздо хуже своих сверстников, а у почти 30% одаренных детей при тестировании обнаруживаются значительные расхождения между потенциальными возможностями интеллекта (тест IQ) и текущей успеваемостью (стандартный школьный тест академической успеваемости).
Если специалист (педагог или психолог) обнаруживает у ребенка подобные отклонения, он сразу же начинает проводить тщательный и глубокий анализ познавательных способностей ребенка (например, сравнивает результаты вербального и невербального разделов теста IQ). Специалист может попросить ребенка выполнить и другие тесты (например тест на способности). Кроме того, он оценивает состояние эмоциональной сферы ребенка, анализирует его поведение, социальное окружение (семья, родственники, друзья).

Иногда родители предъявляют к одаренному ребенку чересчур высокие требования, слишком высоко поднимают планку своих ожиданий. Родители не могут понять, почему их талантливый ребенок вдруг оказывается в числе неуспевающих по тому или иному предмету, начинают обвинять школу, педагогов: им кажется, что практикуемые в школе методы обучения не соответствуют индивидуальным особенностям их ребенка. Родители критикуют школу за негативную тенденцию уравнивать всех учеников, применять одни и те же формы и методы обучения ко всем без исключения школьникам. Они полагают, что при таком подходе ребенок не может в полной мере проявить своих творческих способностей.
Если одаренный ребенок вдруг оказывается в числе неуспевающих, у него резко падает самооценка. Такой ребенок испытывает негативные эмоции по отношению к самому себе: он чувствует себя отверженным, остро ощущает свое одиночество, беспомощность. Если ребенка постоянно преследуют неудачи, если все его надежды и чаяния остаются нереализованными, у него формируется комплекс неудачника.
Поговорите с директором школы или с опытным педагогом - специалисты помогут одаренному ребенку справиться с возникшими проблемами. Может быть, вам не следует отдавать ребенка в специальный класс для одаренных детей, если он гораздо комфортнее чувствует себя в обычном классе, со своими сверстниками. Если ваш ребенок оказался в подобной ситуации, немедленно примите все необходимые меры - не надейтесь, что со временем проблема исчезнет сама по себе. Если вы своевременно распознали главную причину проблемы и назначили вашему ребенку соответствующий курс терапии, то можете надеяться на скорейшее выздоровление.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Якупова Дилара » 02 фев 2013, 17:15

Здравствуйте, уважаемые коллеги!!!!!!!!!!! Я считаю, что в нашей работе должны заинтересованны все работники данного учреждения, работа должна вестись целенаправленно всем коллективом, только тогда у нее будет результат. В нашем учреждение, это работа ведется уже не первый год. Мы всем коллективом, составляем план работы с одаренными детьми и осуществляем его в течение года. И каждый из нас несет свою функцию в выявление, в развитии, в сопровождение. Работу начинает педагог-психолог, выявляет с помощью диагностики, проводит развивающие мероприятия. Учителя поддерживают дальнейшее развитие- на уроках, в различных мероприятиях. Каждый одаренный ребенок не остается без внимания, в дальнейшей его в жизни мы стараемся его сопроводить и развить у него большие возможности. Для этого мы в нашем учреждение проводим различные мероприятия, развиваем в них талант. Одно наше мероприятие - научно-практическая конференция, где у обучающихся развиваются все познавательные процессы. Они получают от исследовательской деятельности - большой опыт.
Якупова Дилара
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 16:42

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение психолог Гузель » 02 фев 2013, 17:06

Добрый вечер, всем коллеги. Приятно видеть вас на страничках форума. Продолжая разговор о "бумажном" подходе, хотелось бы тоже сказать о наболевшем. Работа интересная и нужная. Загруженность, конечно, очень большая, но дело не в этом. Мы занимаемся нужным делом, хорошая динамика, отзывы! А самое утомительное начинается за рамками рабочего времени или на границе. Заполнение несчетного количества документов- журналы, отчеты, планы,протоколы заседаний, обследований, анализ работы, дополнительные запросы от военкомата, профориентация от вузов (анкеты), электронные отчеты по запросам вышестоящих и др. структур и многое многое другое. Я думаю, все согласны со мной, хотелось бы как то уйти от бумажной загруженности в пользу к практике.
психолог Гузель
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 14:57

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение школа 23 салават » 02 фев 2013, 16:56

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Светлана Юрьевна » 02 фев 2013, 16:47

Подготовка учителя для одаренных детей.

Стремление к совершенству склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

По силам ли задачи изменений в содержании процессе результатах и атмосфере обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.

Данные исследований подтверждают ответ подсказанный здравым смыслом:

- Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей не знают их особенностей;

- Неподготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);

- Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям: ведь они создают определенную угрозу учительскому авторитету;

- Такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Таким образом необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:

- учитель вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности возбуждающей интерес к предмету;

- учитель закладывающий основы мастерства отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

- учитель выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон чрезвычайно редко.

Исследования говорят что подготовленные учителя значимо отличаются от тех кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных: они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение углубленный анализ проблем оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество поощряют учащихся к принятию риска.

Замечают ли учащиеся отличия между прошедшими не прошедшими специальную подготовку учителями? Да совершенно однозначно одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.

Межличностное общение способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом должно носить характер помощи поддержки недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:

- представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны имеют хорошие намерения; им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных.

- представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них; я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят; я привлекателен как человек.

цель учителя помочь проявлению и развитию способностей ученика оказать ему поддержку и помощь.

По мнению исследователей поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

- он разрабатывает гибкие индивидуализированные программы;

- создает теплую эмоционально безопасную атмосферу в классе;

- предоставляет учащимся обратную связь, использует различные стратегии, обучения уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня, проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Неизбежно возникает вопрос «Существует ли такой учитель — «образец образцов» — в природе и можно ли такие качества умения развить».

Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества по меньшей мере тремя путями с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других предоставлением знаний о процессах обучения развития и особенностях разных видов одаренностей тренировкой умений необходимых для того чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

Одной из форм работы с одаренными детьми является менторство (индивидуальное руководство).

В нашей стране эта форма известна мало. В некоторых школах можно встретить научных работников студентов которые проводят дополнительные занятия или же ведут кружки. Спонтанно могут возникать более тесные личные связи между наставником и учеником что чрезвычайно важно. Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким интеллектом с необычными запросами которые трудно удовлетворить в условиях школьного обучения. Пока у нас при всех переменах в системе образования эта форма работы не используется целенаправленно. В то же время в США уже сложилась определенная традиция руководства со стороны опытного специалиста подающим большие надежды учеником. Эту индивидуальную форму работы называют менторством.

В нашей стране получило распространение слово «наставничество» которое чаще относят к области профессионального обучения в производственной сфере.

Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками для тог чтобы расширить их знания о мире профессии специальностях и видах деятельности. Менторы могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. «Классически» вид менторства связан с историческим пониманием этого термина — наставник советчик тот кем учащийся восхищается кому стремится подражать кто оказывает влияние на его жизнь.

Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные но и слабые стороны.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Альбина Г. » 02 фев 2013, 15:03

Хочу поднять вопрос о психологической поддержке одаренных детей. Я все понимаю, стандарты требуют, государство хотело бы….., но я одного понять не могу, ПОЧЕМУ везде, все говорят - «Да, плохо! Нужны психологи, социальные работники, агрессивность детей растет, суицид растет, и т.д.» Но, пример, регион, где я живу, на 42 школы – 6 психолога, на 40 дет/садов – 3 психолога! и о какой поддержке одаренных детей здесь может быть речь? Психологи школ загружены работай – подготовка к школе, адаптация, суицид, конференции, родительские собрания и т.д.- пока все обработаешь, подсчитаешь, проведешь и т. д. – жизнь пройдет! Если проводят оптимизацию, то за счет психолога, соцработника, зам. по ВР. Но внедрение 3-его часа физкультуры, введение ОРКСЭ и т.д. – надо!!! Физкультура в школе (на сегодня) – это вещь особая – особенно, когда уроки проходят в коридорах школы, а за дверью кабинетов этого этажа (где проходит урок физкультуры) – объяснение новой темы (по русскому языку)! И удивляемся, откуда – же такие необразованные, объявления с ошибками, на плакатах ошибки! О, ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК!!!!
Не знаю, кто писал эти стандарты, и что они хотят назвать здоровой личностью. Извините, но на фоне сегодняшних детей, одаренного можно назвать – ребенка, который просто, правильно, четко с интонацией читает, пишет правильно, соблюдая все орфограммы, УМЕЕТ ОБЩАТЬСЯ не только с одноклассниками, но и с взрослыми людьми, может высказать свое мнение. Умеющий подметать пол и мыть посуду, приготовить яичницу и просто жить! Таких все меньше и меньше! Товарищи, уважаемые коллеги! Наши дети деградируют!
Альбина Г.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 10:28

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Наталья=) » 02 фев 2013, 12:52

Работая учителем в небольшой сельской школе и имея способного сына я все больше убеждаюсь, как школа очень нуждается в психологах. Мой сын ежегодно участвует в районных олимпиадах по семи - восьми предметам и по всем занимает призовые места. Участвуя в республиканском этапе предметных олимпиад по двум-трем предметам тоже показывает неплохие знания. В этом году по родному языку занял 1 место, скоро поедет на межрегиональную олимпиаду. Участвует в других конкурсах тоже неплохо. Стал лауреатом общероссийской олимпиады "Олимпус" по математике и русскому языку. В детстве писал стихи и хорошо пел. Сейчас ему 15 лет. учится в 10 классе.
Проблема в том, что он не проявляет интереса ни к одному предмету, по всем успевает одинаково. У него нет каких-то выраженных интересов. Чем старше он становится, тем гаснет интерес к учебе.
Одной из причин этого я вижу в том, что школа (каждый учитель) ждет от ребенка всегда высоких результатов. И это он ощущает, может, даже психологически боится разочаровать. Очень бы хотелось, чтобы мне ответил психолог. Как быть? Спасибо.
Наталья=)
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 03 апр 2012, 09:44

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1