Василина писал(а):Елена Николаевна писал(а):Работа над развитием творческого мышления начинается в моем образовательном учреждении уже с ребятами начальной школы. Я использую программу курса развития творческого мышления Ю.Б. Гатанова. Цель программы: развитие общих свойств творческого мышления: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке, преодоление стереотипности и шаблонности мышления. Основное достоинство курса: каждый учащийся может выполнять задание в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом, поскольку этот курс не опирается на способность учащихся применять какой-либо учебный материал, и каждый ребенок может творить, используя только имеющиеся у него знания и опыт. Курс уникальный. Дети учатся видеть в привычных ситуациях нестандартные варианты решений. Развиваются не какие-то отдельные навыки, а именно само мышление – способность придумывать быстро и много идей, способность детализировать идею, развить придуманное до определенного уровня. В результате использования этого курса дети должны научиться:
- мыслить образами, а значит – удерживать в памяти нужный в школе и жизни объем информации,
- не бояться больших объемов информации и получать удовольствие от самого процесса запоминания, а значит, учиться легко и весело,
- простым способом решать самые сложные задачки, искать разные варианты решений и не бояться неправильных ответов,
- «слету» понимать проблему и быстро делать все, чтобы ее решить.
Занятия проходят раз в неделю в течение всего учебного года. Каждое занятие делится на три части: первая – разминочная, в ходе которой участники должны понять, как лучше выполнять задание, усваивают основные правила. Вторая часть – основное задание, направленное на развитие определенных творческих способностей.. Третья часть – дополнительное задание, выполняется на занятии или дома. Таким образом строятся все занятия по курсу, причем на одном занятии выполняется один вид творческой деятельности.
Особенность, сопровождающая проведение занятий – свободная, творческая атмосфера. Ведь если мы нацеливаем учащихся на необычные и оригинальные ответы, то должны быть готовы к приподнятому настроению. А это значит, что дети с удовольствием посещают занятия, раскрепощаются, не боятся ответить неправильно, снижается тревожность.
Если у коллег есть вопросы ко мне, с удовольствием отвечу.
Елена Николаевна, вы предложили очень интересный вариант творческого развития детей. Мне интересно по поводу этого узнать, как долго Вы работаете с детьми по данной программе, каких результатов добились и в каких направлениях?
Я работаю по данному направлению не первый год. Был опыт, когда набиралась группа учащихся 4-х классов и проводились занятия в течении двух месяцев. Сейчас я занимаюсь второй год с одними и теми же ребятами, второклассниками, начинала работу с ними в первом классе. Это еще интереснее. Занятия один раз в неделю в течение всего учебного года. Так по-разному вести работу позволяет программа развития творческого мышления Гатанова.
Весь курс состоит из пяти частей:
- для детей 6-10 лет
- для детей 7-12 лет
- для детей 8-14 лет
- для детей 9-16 лет,
- для детей старше 10 лет, каждая из которой относительно независима, т. е. начинать можно успешно с любой из них. Каждая часть курса состоит из 36-ти занятий. Темпы прохождения также могут быть достаточно гибкими. Каждую часть курса можно пройти за 3-5 недель, а можно и за учебный год.
Результаты - стабильная положительная динамика. Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).Общей целью применяемых методов диагностики являлось определение актуального уровня развития воображения и креативности ребенка. Применялась диагностика воображения по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко), тест креативности Торренса.
Кроме этого, хочется отметить положительную динамику в коррекции самооценки учащихся, уровня тревожности. Даже очень скромные, застенчивые девочки в моих группах сейчас отвечают и чувствуют себя очень уверенно, не боятся ответить неправильно (ведь неправильных ответов-то и нет), и даже некоторые обгоняют своих бойких одноклассников по качеству и количеству вариантов решений заданных ситуаций. Параллельно развиваются навыки общения, умение выслушать, работать в группах.
Еще одно важное замечание: не только психологи могут заниматься развитием креативности учащихся. Педагоги также могут использовать курс развития творческого мышления Гатанова во внеклассной деятельности, в методичке имеются подробные рекомендации.