Психологическое сопровождение...

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Ефимова Любовь » 02 фев 2013, 12:30

Здравствуйте! Организуя детскую деятельность, формирующую и развивающую способность детей, необходимо соблюдать психологические требования: создание положительного эмоционального настроения, поддерживающего интерес ребёнка к данному виду деятельности; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности. Учителя , иногда, об этом забывают.
Ефимова Любовь
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 26 сен 2012, 17:32

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение школа 23 салават » 02 фев 2013, 10:53

Следует обратить особое внимание на очень важный компонент психологической помощи родителям – тренинги детско-родительских отношений. Разработана программа тренинга для родителей одаренных детей, который мог бы быть включен в систему психологической помощи в сочетании с другими формами работы.

Цель тренинга: обучение родителей одаренных детей эффективному взаимодействию с их ребенком.

Задачи тренинга:

1. Расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

2. Расширение возможностей принятия ребенка таким, какой он есть;

3. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

4. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

5. Установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с одаренным ребенком.

Количество часов: 16 академических часов: 4 занятия по 4 часа.

Содержание тренинга:

1 занятие. Основные цели и задачи: знакомство членов группы, разработка и принятие правил работы в группе, определение и уточнение основного вопроса, по которому все здесь собрались: особенностей одаренных детей, их воспитания, проблем и сложностей взаимодействия одаренных детей с родителями.

2 занятие. Основные цели и задачи: осознание потребностей одаренного ребенка, его проблем, сложностей, взгляд на окружающий мир глазами одаренного ребенка.

3 занятие. Основные цели и задачи: осознание реальной ситуации в семье и особенностей взаимоотношений с ребенком, взгляд на себя самого глазами ребенка, проговаривание конкретных проблем и сложных ситуаций.

4 занятие. Основные цели и задачи: тренировка установления взаимопонимания, развитие умения установления контакта, расширение репертуара эффективных способов взаимодействия со своими детьми.

Вся работа с родителями одаренных детей должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не через призму его талантов, помогать ребенку создать здоровое самовосприятие, не бояться тех трудностей, с которыми им приходится сталкиваться в процессе воспитания ребенка, и с которыми, в будущем, может столкнуться он сам. Кроме того, необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.

Главная цель психологической помощи родителями одаренных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Светлана Юрьевна » 02 фев 2013, 10:49

Одарённые дети и учебная деятельность
В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
• Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
• Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам.
• Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
• Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
• Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
• Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения.
• Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
• Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
• Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
• Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
• Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
• Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Светлана Юрьевна » 02 фев 2013, 06:53

Работа с родителями - Рекомендации родителям


1. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
2. Оценивайте уровень развития ребенка.
3. Избегайте длинных объяснений или бесед.
4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.

5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
6. Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению, к душевному мужеству;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Светлана Юрьевна » 02 фев 2013, 06:52

На сегодняшний день проблема одаренности является актуальной. В настоящее время необходимо формирование личности, готовой не только жить в современном обществе, но и активно влиять на жизнь этого общества. Очевидно, что современному обществу необходимы люди, способные к творческому мышлению и к активной преобразовательской деятельности.

Ребенок впервые получает возможность проявлять свою одаренность именно в семье. Именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя ее не всегда легко обнаружить, поскольку на данный момент не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Семья должна помочь и поддержать ребенка в начале развития его способностей и одаренности.

Одаренные дети испытывают множество сложностей, связанных с собственной непохожестью на других детей. Им сложнее строить взаимоотношения со сверстниками, поскольку различный уровень развития (интеллектуального, речевого, моторного и др.) зачастую не позволяет им найти общего языка друг с другом; им характерны преувеличенные страхи, которые обычно не реалистичны, так как они могут вообразить себе множество опасных последствий; моторная координация и владение руками у одаренных детей часто отстают от познавательных способностей, а разница в интеллектуальном и физическом развитии этих детей может стать причиной их несамостоятельности. Можно перечислить еще огромное количество проблем и сложностей, присущих одаренным детям. Но, следует отметить, что с гораздо большим числом проблем сталкиваются родители, воспитывающие одаренного ребенка.

Когда родители узнают о том, что их ребенок одаренный, возникает ряд сложностей[1]. Многие родители пугаются той ответственности, которую они должны нести за воспитание маленького гения перед самим ребенком, перед собой, а так же перед обществом, в которое, впоследствии, выйдет малыш, наделенный талантами. Еще одной проблемой являются эмоциональные, временные, материальные затраты со стороны родителей. Кроме того, родители, помня о раннем развитии одаренных детей, должны в нужный момент найти правильные выражения и примеры для своего ребенка. Это так же не весь перечень проблем, связанных с воспитанием одаренного ребенка. В каждой конкретной семье в определенные моменты жизни ребенка возникают свои сложности, с которыми необходимо работать.

До последнего времени работа с родителями детей, имеющих какие либо проблемы (это касается не только одаренных детей, а детей вообще, в том числе и детей с девиантными формами поведения, детей с психическими отклонениями и т.д.), велась в форме индивидуальных консультаций, бесед с психологом. На наш взгляд, этого направления в работе с родителями таких детей не достаточно. Современному обществу необходимы люди, способные к творческому мышлению и готовые к активной деятельности. Автором было проведено мини-исследование, задачей которого было выяснить, какие формы работы с психологом родители выделяют как наиболее оптимальные. Опрошено было 220 человек. Им было необходимо из десяти предложенных форм работы выделить одну или несколько, наиболее предпочитаемые родителями. Полученные данные свидетельствуют о том, что в первую очередь родители склонны к индивидуальным консультациям (20%), и чуть меньшее число родителей – к тренингам (17%). Такую тенденцию можно объяснить тем, что консультации – самая привычная из всех перечисленных форм работы, она не вызывает недоверия, она является понятной. Тренинги менее привычны, но совершенно очевидно, что их эффективность заставляет родителей ставить эту форму работы рядом с консультациями. Минимальное число выборов получили такие формы работы как семинары (4%) и лектории (5%). Эти формы работы являются пассивными, …

Исходя из вышесказанного, с нашей точки зрения, психологическая помощь родителям, в частности, воспитывающим одаренных детей, должна проходить в трех направлениях:

1. Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (плакаты, стенды, брошюры, информационные фильмы и т.п.);

2. Обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком. Наиболее эффективными в данном случае являются тренинги детско-родительских отношений;

3. Индивидуальные консультации, беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение школа 23 салават » 02 фев 2013, 03:28

Вербальный тест творческого мышления
«Необычное использование»
Тест «Необычное использование» предназначен для иссле-
дования творческой одаренности детей, начиная с 10-11 лет и до
выпускных экзаменов в школе (17-18 лет).
В качестве стимульных заданий в тесте используются два об-
щеизвестных предмета: «Газета» и «Деревянная линейка». За оп-
ределенное время (по шесть минут на каждый предмет) испытуе-
мым предлагается придумать как можно больше различных и
необычных способов применения этих предметов и записать их на
специальный бланк.
При обработке каждый ответ относится к определенной кате-
гории. При этом бессмысленные, нелепые, т.е. не осуществимые
ни при каких условиях, ответы не учитываются.
Категоризация ответов осуществлялась авторами по направ-
лению от общего к частному в три этапа. При этом на всех этапах
каждому ответу присваивался специальный цифровой код.
Общая оценка уровня развития творческих способностей лич-
ности осуществляется на основе анализа 4 параметров:
1) беглости;
2) гибкости;
3) оригинальности;
4) разработанности задания.
Экономичность временных затрат, простота заданий, игровой
характер проводимой процедуры, подробные разработанные нормы и
схема обработки полученных данных, качественная психометричес-
кая проверка теста делают данную методику весьма эффективным
инструментом исследования творческих способностей личности.
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение школа 23 салават » 02 фев 2013, 03:23

Анкета «Определение уровня
познавательной потребности»
Для изучения познавательных потребностей учащимся может
быть предложена анкета, составленная В.С. Юркевич [7, с. 232–234].
1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?
(а – связаны очень тесно; б – связаны, но мало сопровождаются соот-
ветствующей организацией деятельности; в – никак не связаны).
2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется
научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со
словарями и т. д.? (а – постоянно; б – иногда; в – очень редко).
3. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых не-
возможно в один присест, требует кропотливой работы в течение
многих дней и даже месяцев? (а – большинство занятий подчинено
этому принципу; б – ставит такие задачи, но редко выполняет; в –
не ставит долговременных задач). 4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «чер-
ную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например,
выполнять длительные вычисления при решении интересной зада-
чи)? (а – делает всегда столько, сколько нужно; б – делает периоди-
чески; в – не любит выполнять неинтересную для него работу).
5. Способен ли при необходимости заниматься продолжитель-
ное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечения-
ми, а иногда и отдыхом, (а – всегда, когда это нужно; б – только
изредка; в – не способен).
Примечание. Анкета рассчитана только на старшеклассников.
Ответы «а» свидетельствуют о сильно выраженной познавательной
потребности, «б» – об умеренной, «в» – о слабо выраженной.
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение школа 23 салават » 02 фев 2013, 03:15

Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)
Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках УМК «Школа России»
Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи илисоздаются проблемные ситуации.
В курсе «Русский язык»одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».
В курсе «Математика»освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классовсерии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:
• продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
• провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;
• провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.
С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Василина » 01 фев 2013, 17:35

Наталья Коннова писал(а):Конечно, очень большое значение для развития способностей имеет та среда, в которой растет и развивается ребенок. А особенно важен психологический климат в семье. Я постоянно выписываю журнал "Школьный психолог". В прошлом году в нем публиковалась статья Игнатовой Олеси "Мотор развития",в которой описывался эксперимент Юркевича В.С. , позволяющий выявить познавательную потребность и способности детей наряду с исследованием поведения матерей в ходе эксперимента. Я не буду углубляться в описание эксперимента, но выводы былы такие. Если у мамы высокая познавательная активность, то и у ребенка высокие показатели познавательной активности. Если для семьи норма проводить свободное время за телевизором, то и ребенок будет поступать также.А если ребенок видит, что мама или папа чем-то увлечены, то и сам будет искать свою нишу. И это касается всех детей, а не только одаренных. В этом направлении и должна вестись работа с родителями.


Согласна, все идет из семьи! И это тоже! :!:
Василина
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 14:19

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Василина » 01 фев 2013, 17:34

STT писал(а):
Albina Galiullovna писал(а):Добрый вечер, коллеги. Действительно тема интернет-педсовета "Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение" одна из актуальных тем на сегодняшний день. Но мне хотелось бы отметить, что учителя больше занимаются бумажной работой, которую проверяют многие инстанции, а времени для работы непосредственно с детьми у нас не остается, ведь главное, чтобы были своевременно сделаны записи в тетрадях и журналах по работе с одаренными, составлены планы и т.д.


Вполне с Вами согласна! У нас такая же проблема! Работать надо с детьми, а мы большую часть времени ОФОРМЛЯЕМ эту работу. Одарённый ребёнок требует постоянного внимания и учителя, и родителя!Очень хочется работать на результат и не отвлекаться на отчётность.


Да, уж, это проблема всех: Титаник российского образования скоро потонет в бумагообороте ;)
В любом среднем общеобразовательном учреждении (сюда не входят инновационные ОУ), если дети, которые нуждаются в экстренной помощи! Это дети из семей в социально опасном положении, из асоциальных семей, дети не желающие учиться, прогульщики и т.д. И в-первую очередь они нуждаются в психологической и социально-педагогической помощи. А на одаренных детей времени порой и не хватает! В плане работы с одаренными детьми вплотную реально работать учителям на уроках и в инновационных учреждениях!
Василина
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 14:19

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3