Психологическое сопровождение...

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Марина Глухова » 30 янв 2013, 16:38

Здравствуйте,уважаемые коллеги! Работая с одаренными детьми в нашем дошкольном учреждении, мы столкнулись с проблемами, а именно:

нет четких критериев определения одаренных детей;
недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности;
имеющиеся в современном научном и, главное, в практическом опыте материалы, слишком теоретизированы, страдают отсутствием методической направленности, не являются руководством и инструментом для педагогов и психологов, работающих с одаренными детьми.
Организуя работу с одаренными детьми, педагоги ориентируются по трем уровням исследовательского обучения:

педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;
педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.
Наши дошкольники с удовольствием работают на любом из этих уровней.
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Душанбаева С.С. » 30 янв 2013, 15:42

Уважаемые участники педсовета!
Моя основная идея такова: в школе прежде всего необходимо создать благоприятные условия для проявления и развития одаренности. Следовательно, важно не "загнать"обучающегося в рамки правильного и неправильного, а побудить мыслить самостоятельно и творчески. Существует множество технологий, в основном, опирающиеся на интерактивные методы обучения (дискуссии, тренинговые, игровые, методы решения проблемных ситуаций, проектная деятельность и т.п.). Методологической базой этих технологий была и остается деятельностная парадигма: не пассивное восприятие, а активное сотворчество, соучастие, сотрудничество раскрывает любые способности личности. Самое сложное для педагога - предоставить обучающемуся решить, какую цель он сам поставит на этом уроке (что знаешь по теме и что бы хотел узнать?), организовать эксперимент, быть фасилитатором процесса обучения, а не транслятором знаний.
Вот технология, предложенная Э.де Боно, эффективна для развития творческого мышления. Для методической копилки.
Шесть Шляп мышления
В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Факты и только факты.
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Душанбаева С.С.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 15:35

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение АЙСЫЛУ КАМАЛЕТДИНОВА » 30 янв 2013, 15:30

Здравствуйте уважаемые коллеги!!!! Тема форума очень актуальна в настоящее время. Работа учителя сейчас заключается не только в обучении и воспитании, но и в выявлении одаренных детей.По-моему мнению, это возможно с помощью различного рода дистанционных конкурсов и викторин, а также совместное создание проектов не только с одним учеником, но и со всем классом. На уроках можно предоставить группе учеников провести исследование по какой то теме.
АЙСЫЛУ КАМАЛЕТДИНОВА
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 13:43

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение АЙСЫЛУ КАМАЛЕТДИНОВА » 30 янв 2013, 15:30

Здравствуйте уважаемые коллеги!!!! Тема форума очень актуальна в настоящее время. Работа учителя сейчас заключается не только в обучении и воспитании,но и в выявлении одаренных детей.По-моему мнению, это возможно с помощью различного рода дистанционных конкурсов и викторин, а также совместное создание проектов не только с одним учеником, но и со всем классом. На уроках можно предоставить группе учеников провести исследование по какой-то теме.
АЙСЫЛУ КАМАЛЕТДИНОВА
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 13:43

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Эльза Рауфовна » 30 янв 2013, 15:04

Добрый вечер, уважаемые коллеги. Не могу не согласиться с мнением Натальи Конновой: «Организацию работы с одаренным ребенком можно сравнить с организацией работы с ребенком-инвалидом. И у тех, и у других детей возникают проблемы с социализацией. Практически у всех детей не складываются отношения со сверстниками. Мне кажется, необходимо организовывать обучающие тренинги для педагогов по работе с одаренным ребенком. Сейчас мы проводим индивидуальные консультации для педагогов и родителей одаренных детей».
С такой же проблемой я столкнулась в своей практике совсем недавно. Девочка-восьмиклассница показывает неплохие результаты по всем предметам, участвовала на олимпиадах по 7 предметам, есть призовые места. По любому предмету она всегда готова. Но одноклассницы не совсем хотят с ней общаться, особенно те, у кого не получается показывать хорошие результаты в учебе. Между собой они часто обсуждают её, считают, что учителя снисходительны к ней, даже если есть незначительные ошибки, ставят пятёрки, а другим – четверки. Психолога, к сожалению, в нашей школе нет (сельская школа), мне, как учителю-предметнику и классному руководителю, пришлось решить проблему по-своему. Провела классный час на тему «Хорошо ли быть завистливым?», индивидуальные беседы с девочками, с родителями.
Хотелось бы узнать у психологов, что я ещё могу предпринять в этом случае? Девочка на самом деле одарённая, не хотелось бы, чтобы она замкнулась (а это уже чувствуется: всегда молчит, редко улыбается...). Буду благодарна за советы, уважаемые коллеги.
Эльза Рауфовна
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 12:16

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Лора » 30 янв 2013, 12:42

Согласна со всеми мнениями! Психологическое консультирование является самым главным направлением в работе с одаренными детьми! Но для этого в школе должен работать специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога с определенной методической базой (где должны быть сосредоточены комплекс психодиагностических методик, психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.).
Немаловажную роль играют уроки по психологии, тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности учащихся. Именно на таких уроках диагностируются способности, интересы, склонности учащихся с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении, исследуются структура и состояние межличностных отношений и психологического климата в классах, проводится коррекция конфликтных взаимоотношений и др. Но сейчас во многих школах нет психологов! А выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования не приведут к нужному результату!
Лора
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 11:54

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Альбина Г. » 30 янв 2013, 12:27

У меня сложилось такое впечатление, что чем моложе директор в школе, тем интенсивнее внедряется процесс сопровождения, развития одаренных детей в школе. При молодом директоре, администрация – молода (обычно, из личного опыта), энергична, подвижна и стремится выявить, поддержать и содействует дальнейшему развитию одаренных детей. Работа с детьми идет во всех направлениях, не только интеллектуальном, но и в творческом (музыкальном, хореографическом, прикладном, художественном и т.д.) Дети участвуют в мероприятиях школьных, городских, региональных. Детей поддерживают не только родители, но и учителя-предметники, классные руководители, психологи, администрация школы и т.д.
При старом директоре – обычно, наоборот администрация – в возрасте. Все настолько «непрошибаемое», медленно, тягуче, как в трясине. Нет, я не говорю о личных качествах - ни в коем разе. Но вокруг таких школ аура спокойствия, можно сравнить с черепахой! «Мы есть, мы участвуем в олимпиадах – ну, что вам еще?». Одаренных детей в таких школах готовят – по «узкому», в одном направлении. Если ты хорошо решаешь примеры по математике, то с тобой работает – учитель математики, если ты хорошо знаешь башкирский, то с тобой работает учитель башкирского языка. Ну, если ты красиво танцуешь, поешь, вырезаешь, выжигаешь – ХОРОШО!, но не в этот раз!
И, на мой взгляд, таких школ много! ОУ обязали участвовать в предметных олимпиадах вот и участвуем.

Но, выявлению и развитию одаренности у детей содействует ряд факторов (на мой взгляд):
- семейные отношения;
- психологическая поддержка;
- специальные учебные заведения (дополнительные) – музыкальная школа и т.д.БЕСПЛАТНО;
- кружки, хобби по интересам непосредственно в школах (не только математики, русского и т.д., но и хореографии, пения, вязания, выжигания по дереву и т.д);
- постоянные, периодические выступления, показ и т. д (мотивация на дальнейшее развитие способностей);
- обязательная поддержка в классе (психолог, кл. руководитель).
- и т.д..
И чтобы одаренным детям их дар (одаренности) был не проклятьем, а гордостью и радостью надо поддержать их не только родителям, но и школе!
И как это делать если……..?
Альбина Г.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 10:28

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Альбина Г. » 30 янв 2013, 05:54

Добрый день, Уважаемые коллеги!
Тема одаренные дети – актуальная тема. В словаре (Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.) ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ (англ. gifted children) -дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других проявляются способности к математике (почти все крупные ученые, проявившие себя до 20 лет, были математиками). Общеинтеллектуальная одаренность может выступать в необычно высоком уровне умственного развития (при прочих равных условиях) и в качественном своеобразии умственной деятельности.
Одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности (см. Индивидуально-психологические различия, Индивидуальность).
О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (см. Тесты). Одаренность детей м. б. установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности.
Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют специальные школы (напр., с музыкальным, математическим уклоном), разнообразные кружки и студии, детские технические станции, проведение олимпиад школьников, конкурсов детской художественной самодеятельности и т. д. Забота об одаренных детях. предполагает сочетание развития специальных способностей с широкой общеобразовательной подготовкой и всесторонним развитием личности.
Последний абзац меня и интересует. А как в ваших школах, уважаемые коллеги, протекает процесс развития и поддержки, сопровождения одаренных детей?
Альбина Г.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 10:28

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Наталья Коннова » 30 янв 2013, 03:17

Din@ писал(а):Социализация одаренных детей в наше время проходит трудно, с большими сложностями. Одаренные дети чувствуют себя в «осредненной среде» неуютно: не учитывается специфика их поведения, наклонностей, отношение к сверстникам. «Осредненная среда» затормаживает, а нередко и «замораживает» их развитие. Педагоги не всегда могут распознать способности исключительно одаренных учеников и не умеют стимулировать их развитие, оказывать квалифицированную помощь родителям одаренных детей. Нередко они проявляют неуверенность и неточность в идентификации одаренности. Иногда отношение педагогов к одаренным детям варьируется от нежелания признавать их таланты до существенной переоценки способностей. Обычная общеобразовательная школа не приспособлена для тех, кто значительно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей. Типовую систему обучения сложно перестроить, так же, как и изменить отношение учителей к нестандартным детям.

Я полностью согласна с вашим мнением. Среди педагогов лишь единицы способны работать с одаренным ребенком. И это зависит не от профессиональных умений учителя, а часто от его психологической готовности к такой работе. Конечно, легче работать с детьми, которые по своему развитию находятся на одном уровне. Организацию работы с одаренным ребенком можно сравнить с организацией работы с ребенком-инвалидом. И у тех, и у других детей возникают проблемы с социализацией. Практически у всех детей не складываются отношения со сверстниками. Мне кажется, необходимо организовывать обучающие тренинги для педагогов по работе с одаренным ребенком. Сейчас мы проводим индивидуальные консультации для педагогов и родителей одаренных детей.
С уважением, Наталья Коннова.
Наталья Коннова
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 02:46
Откуда: п. Тюльган МБОУ "Лицей №1"

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Инесса Левина » 29 янв 2013, 17:18

Уважаемые коллеги!
Известно, что психологи чаще всего определяют не глубину таланта, а его тип. Именно от раннего выявления одаренности или таланты учителями,
психологами и , в первую очередь, родителями, зависит дальнейших успех ребенка в жизни.По данным статистов оказывается гениев всего 1 % на Земле.Талантливых людей чуть больше, а вот одаренных 20%. Хотя все мы прекрасно понимаем,что абсолютно каждый ребенок талантлив от рождения. Доказано, что если развивать правильно, а сначала , конечно же, нужно определить способности ребенка, то вероятно талант можно развить максимально
Поэтому важно диагностировать ребенка при поступлении в школу , наблюдать за его интересами , способностями с первых дней в школе.
Иногда слышу от родителей, что они не видят особых способностей у своих детей. Я думаю, что тут иначе обстоит дело. Нет явной одной одаренности, у маленького ребенка может быть в равной мере развиты артистические и художественные способности, музыкальные и спортивные.
Бывает с точностью наоборот.Вспомните Шаляпина, которого выгнали с церковного хора. Или Альберта Эйнштейна.Ведь он начал поздно говорить, в гимназии учился слабо и был выгнан за неуспеваемость. Но это не помешало ему стать известным. Тому много подобных примеров.
Было бы здорово, если бы психологи- профессионалы осуществляли раннюю диагностику малышей с целью выявления одаренности .
Инесса Левина
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 16:17

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron