Хабибуллина Мадина Фаритовна , учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 6 г.Нефтекамска.
Одарёнными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке компетентных специалистов в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие
достижения в области каких-либо знаний.
Думаю, что при определении одарённости детей можно опираться на тест по А.И.Савенкову. Изучая особенности одарённого ребёнка дома и в школе, А.И.Савенков считает, что одарённым принято называть того, чей дар как способность к творчеству «явно превосходит некие средние возможности , способности из большинства».
Перед нами встаёт проблема, которую необходимо решить : во-первых с помощью определённых тестов выявить эти индивидуальные способности, во-вторых, проектировать учебный процесс так, чтобы на каждом уроке были задействованы все типы интеллекта.
Для ребёнка крайне важна поддержка педагога, при активной поддержке которого будет достигнута основная цель работы с одарёнными детьми – формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности.
Считаю, что особо способствуют выявлению одарённости и уроки развития речи. В 5-7 классах идёт практическое усвоение обучающимися системы речеведческих понятий : текст и его признаки; тема и основная мысль текста, план текста , виды и способы связей предложений в тексте, типы текста, стили речи, воспроизведение теста. В 8-9 классах приобретённые речевые умения совершенствуются при решении более сложных коммуникативных задач, связанных как с осмыслением прочитанного или прослушанного текста, так и с устным продуцированием своих высказываний. Уроки развития речи требуют соблюдения такого дидактического принципа, как от простого к сложному.
Постепенное нарастание сложности коммуникативных задач – необходимое условие успешности работы и с одарёнными детьми.
Также особое значение успешности уроков развития речи имеет учёт общепедагогических положений и принципов. Прежде всего хотелось бы остановиться на принципе креативности, который требует того, чтобы активность обучающихся не носила репродуктивный (воспроизводящий) характер, а была продуктивной, творческой.
Поэтому на уроках развития речи важно предлагать для решения коммуникативные задачи, с которыми ученики могут встретиться в жизни,
в естественных условиях общения. Например, формируя у обучающихся умение строить текст типа описания (5,6 класс), целесообразно предложить им реальную ситуацию, в которой потребуется это умение: «У вас пропала собака. Необходимо написать объявление о пропаже, описав внешний вид животного».
Или, работая над умением создавать текст типа рассуждение (7 класс), на уроках русского языка (8 класс) я ставлю перед ребятами задачу выступить с заметкой в школьной газете «Неопытное перо» по одной из актуальных для конкретных условий проблем, например: «Я чувствую, что взрослею», «Иногда мне удаётся быть внимательным к людям», «Почему взрослые нас не понимают».
Все мои призёры, получившие места на городских состязаниях по предмету, впервые заявили о себе, проявили творческий талант после уроков развития речи.
Развитие умения передавать информацию письменно позволяет создавать творческие работы в разных жанрах (сочинение в жанре дневника, сочинение-отзыв, рецензия и т.д.). Особое внимание я уделяю жанру эссе.
Нелегко дать точное определение этого термина, актуального в последнее время в программах по развитию речи литературе. Привлекательны широкие возможности этого жанра в креативном плане: свободная композиция и неограниченность тематики. При организации первого сочинения в жанре эссе я исхожу из предположения, что для обучающихся 9 класса следует предложить такие темы, по которым каждому из них есть что сказать: «Всё должно быть в меру», «Ты и улица», «Что такое вечность?».
Считаю, что уроки развития речи развивают образное видение окружающей действительности, воспитывают интерес к слову, способствуют творческим проявлениям речепроизводства. В процессе творчества должны удовлетворяться и коммуникативные запросы обучающихся, находить выход фантазия, воображение, стремление познать себя в окружающем мире. Моя работа направлена на повышение речевой культуры каждого ученика, на обучение высказываться в разных стилевых жанрах, на раскрытие их потенциальных возможностей, одарённости.
У одарённых детей часто проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности. Включение в научно-исследовательскую деятельность обучающихся существенно повышает у них мотивацию к учебной деятельности, кроме того, педагог получает возможность планомерно и целенаправленно работать над развитием у школьников необходимых для этой деятельности умений и навыков, начиная с умения работать с литературой и заканчивая умением представить результаты своей работы компетентной аудитории.
Немаловажную роль в развитии одарённости, творческих способностей играет организация предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников. И хотя профильное обучение не относится к внеурочной деятельности, углублённое изучение предмета на этих занятиях даёт возможность определить одарённость с помощью диагностики, развивать интеллектуальный и творческий потенциал талантливых детей . Введение в нашей школе профильного социально-гуманитарного обучения позволяет вести преподавание предметов на более высоком уровне сложности, а значит, повышает познавательную активность обучающихся, расширяет развитие творческих способностей одарённых детей.
Для работы с детьми в классе с предпрофильной подготовкой (9 класс) мною апробирован курс «Виды творческих работ» . Также я разработала и апробировала элективные курсы «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» (10 класс), «Трудные случаи орфографии и пунктуации» (11 класс).
Как уже отмечалось мною ранее, возможность проявить себя и реализовать свой творческий потенциал детям помогают различные городские творческие конкурсы, которые проводятся в течение всего учебного года. Мои ученики являются их активными участниками и становятся одними из лучших.