Уканеева Венера » 04 фев 2013, 08:24
Организация исследовательской деятельности обучающихся как одно
из направлений работы по подготовке поэтапного внедрения ФГОС
Работа с одаренными детьми всегда выделяется в разряд приоритетных направлений. Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности педагогической работы. Одна из целей введения нового государственного образовательного стандарта – активизировать обучение, придав ему исследовательский творческий характер. И таким образом передать учащимся инициативу в познавательной деятельности. В работе с одаренными детьми мы выделяем несколько моментов. Прежде всего, необходимо провести поиск способных детей, выявить их творческий потенциал. В связи с этим, разбиваем работу на несколько этапов:
1. Знакомство с учеником через изучение его портфолио: в каких конкурсах, конференциях, олимпиадах участвовал, на каком уровне, каких результатов добился, знакомимся с творческими работами обучающихся в младших классах.
2. Это организация анкетирования для изучения интеллектуальных и психологических способностей творческой личности.
После предварительного знакомства мы предлагаем учащимся тесты входного контроля, выполнение составления по определенным предметам.
3. Предполагает включение обучающихся в исследовательскую деятельность.
Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах. Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличаться от системы обучения других детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес обучающихся к предмету.
Исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:
- автономизационную – быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию
- коммуникативную – умение вступить в общение
- информационную – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации
- продуктивную – уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования при выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:
- ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности
- прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования
- проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.
Важной особенностью в работе с одаренными детьми является то, что учитель сам должен соответствовать высокой квалификации, обладать огромным интеллектуальным потенциалом и запасом знаний, что требует от него постоянного самообразования, обучения на различных курсах, участия в работе методических советов, в семинарах профессионального сообщества «Образование – это образ жизни».
В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, чтобы сделать ребенка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, -вот ключевая цель педагога в работе с учениками.
Знаю – могу применить – владею способами применения (знаю как применить) – имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие детей. Выстраивая систему работы с одаренными детьми, я опираюсь именно на эти принципы. Она не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует:
- саморазвитию
- самореализации
- освоению новых технологий, практик
- развитию информационной культуры
- освоению роли тьютора
Уканеева Венера Гиндулловна, зам. директора по УВР, учитель биологии МАОУ СОШ № 44.