Коркина Наталья » 03 фев 2013, 05:41
Здравствуйте, коллеги! На мой взгляд, вопрос, предложенный для обсуждения на форуме, достаточно актуальный и современный.
Думаю, что развитию мобилизованности обучаемого на уроках биологии способствует применение технологии проблемного обучения. Далеко не каждый ребенок сразу может сознательно приложить в определенном направлении умственные и физические усилия. Ценность изменений в современной методике обучения биологии, в связи с введением ФГОС в том, что в отличие от ЗУН, которые преподносятся и хранятся в готовом к использованию виде, содержание современного обучения направлено на выработку компетенций. Важно чтобы ребенок через содержание урока биологии смог мобилизовать знания, умения для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Человек без усилий — как вагоны без локомотива, которые полны знаний, умений и способностей, однако безжизненно стоят на рельсах. Мобилизация формируется подобно привычке преодолевать трудности. Мобилизованность — особое качество человека, постоянная готовность к приложению усилий, если это необходимо. В то же время, мобилизация тесно связана с мотивацией. Деятельность, основанная на принуждении, не так эффективна, как деятельность, основанная на системе положительных внутренних мотивов.
Коллеги, создавайте для детей ситуации успеха! Ситуация успеха, которую переживает любой человек, а тем более ребенок – воскрыляет, придает силы идти дальше.
Формирование мобилизованности учащегося на уроках биологии, его готовности к деятельности — еще один новый момент, который вносит компетентностный подход в обучение биологии. Задача учителя биологии научить восхищаться красотой и целесообразностью природы, её мудростью. Без живого общения, практической направленности содержания урока, эта задача будет труднодостижимой. Считаю важным для развития у детей способностей, талантов, развитие умения самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию: работать со справочниками, атласами, определителями, использовать ЭР, в том числе Интернет, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности, в той или иной ситуации.
На уроках биологии своих учеников я учу деловому общению, соблюдать нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения; учу их слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; оценивать успешность ситуации общения.