Методическая копилка

Модератор: Мустафина З.Ф.

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 04 апр 2017, 05:12

Методические рекомендации по решению текстовых задач по математике при подготовке к ГИА.
Текстовые задачи – традиционно трудный материал для значительной части школьников на ГИА и ЕГЭ. Вместе с тем, задачи играют важную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Все математические задачи появились из практического соображения. Ещё в далёком прошлом одним из стимулов изучения математики была потребность зарождающегося строительства и, возникшей вслед за ним, архитектуры. С задачами (житейскими, производственными, научными и др.) человек встречается ежедневно. Научиться решать задачи, понимать их сущность, владеть общими методами поиска их решения чрезвычайно важно. И овладение умениями решать текстовые задачи является существенным фактором математического образования: они представляют собой мощное орудие формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся. Во многом это связано с необходимостью четкого осознания различных соотношений между описываемыми в тексте задачи объектами. Основы знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе. С помощью текстовой задачи формируются важные обще-учебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, и систем уравнений и неравенств.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что далеко не все ученики основной школы осваивают алгебраический метод решения текстовых задач даже на базовом уровне. Причин тому великое множество. Одни из них носят общий характер: устоявшийся страх перед задачей, отсутствие общих представлений о рассматриваемых в задачах процессах, неумение устанавливать, что дано в задаче, что надо найти, выявлять по тексту взаимосвязи рассматриваемых в задаче величин. Другие свидетельствуют о несформированности определенных умений и навыков: незнание этапов решения задачи, непонимание содержания и цели собственной деятельности на каждом из них, неумение решать уравнения или неравенства (или их системы) определенного вида, неумение производить отбор корней уравнения или решений неравенства в соответствии с условием задачи и т. д. Недостатки в овладении необходимыми приемами рассуждений, незнание общих методов решения задач не дают возможности многим школьникам успешно работать над конкретной задачей. Остановимся на вопросе о классификации задач. Все текстовые математические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на: простые и составные. Простые задачи в системе обучения математике играют чрезвычайно важную роль. С помощью решения простых задач формируется одно из главных понятий начального курса математики – понятие об арифметических действиях. Умение решать простые задачи является подготовительной ступенью овладения учащимися умением решать составные задачи, так как решение составной задачи сводится к решению ряда простых задач. Таким образом, для решения составной задачи, надо установить систему связей между данными и искомым, а затем выполнить арифметические действия.
Опыт показывает, что решая табличным методом, учащиеся видят как различные задачи, переводя на математический язык, становятся похожими. При правильном и последовательном выполнении всех этапов решение текстовой задачи становится чисто механической работой, для выполнения которой не нужно по сто раз перечитывать текст задачи, надеясь получить неожиданное творческое озарение.
Типы текстовых задач.
Алгоритм решения текстовых задач.
1. Понятие текстовой задачи, этапы решения текстовой задачи, наглядные образы как средство решения математических задач, рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач, арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи.
2. Задачи на проценты.
Понятие процента, вводные задачи на доли, задачи на дроби, задачи на пропорции, процентное отношение, нахождение числа по его процентам, типы задач на проценты, процентные вычисления в жизненных ситуациях:
( распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования), примеры решения задач, процентные расчеты на ЕГЭ, процентные изменения, простой и сложный процентный рост, задачи, связанные с изменением цены, задачи о вкладах и займах, формула сложных процентов.
3. Задачи на смеси и сплавы.
Задачи на смеси и сплавы, основные допущения при решении задач на смеси и сплавы, задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание», объёмная концентрация, исследовательская работа, процентное содержание, формула сложных процентов.
4. Задачи на работу.
Понятие работы, понятие производительности, алгоритм решения задач на работу, вычисление неизвестного времени работы; путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа; задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами; задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы; задачи, в которых требуется найти производительность труда, задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы, система задач, подводящих к составной задач. В таких задачах обычно работу выполняют несколько человек или механизмов, работающих с постоянной для каждого из них производительностью. Правила решения задач на работу очень просты. Сначала желательно рассмотреть алгоритм решения задачи (например, при помощи таблицы). A p t, то есть работа производительность время. Из этой формулы легко найти t или p.При решении таких задач возможны два случая:
1) Объем выполненной работы известен, т.е. если речь идет о количестве кирпичей, страниц или построенных домов — работа как раз и равна этому количеству.
2) Объем выполненной работы неизвестен, т.е. если объем работы не важен в задаче и нет никаких данных, позволяющих его найти — работа принимается за единицу. Построен дом (один). Написана книга (одна).
5. Задачи на движение.
Движения навстречу друг другу; движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях из одной точки; движение по реке, движение по кольцевым дорогам; средняя скорость, движение протяженных тел.
Уравнения, которые составляются на основании условий задач на движение, обычно содержат такие величины, как расстояние, скорости движущихся объектов, время, а также скорость течения воды (при движении по реке). При решении этих задач принимают следующие допущения:
Если нет специальных оговорок, то движение считается равномерным. Повороты движущихся тел, переходы на новый режим движения считаются происходящими мгновенно. Если тело с собственной скоростью х движется по реке, скорость течения которой равна у, то скорость движения тела по течению считается равной (х + у), а против течения – (х – у). При решении задач на движение рекомендуется сделать рисунок, отображающий все условия задачи. При этом решающий задачу должен выбрать схему решения: какого вида уравнения составлять, то есть что сравнивать: время, затраченное на движение на отдельных участках пути, или пройденный каждым объектом путь. При решении задач такого типа часто необходимо узнать время встречи двух объектов, начинающих движение одновременно из двух точек с разными скоростями и движущихся навстречу друг другу либо в случае, когда один объект догоняет другой.
В задачах на движение протяжных тел требуется определить длину одного из них. Наиболее типичные ситуации: определение длины поезда проезжающего мимо придорожного столба, идущего параллельно путям пешехода, лесополосы определенной длины, другого двигающегося поезда. В первом случае поезд проходит мимо столба расстояние, равное длине поезда, во втором случае — расстояние, равное сумме длин поезда и платформы. При решении задач на движение двух тел часто очень удобно считать одно тело неподвижным, а другое — приближающимся к нему со скоростью, равной сумме скоростей этих тел (при движении навстречу) или разности скоростей (при движении вдогонку). Такая модель помогает разобраться с условием задачи.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 22 окт 2016, 04:33

Нормативные документы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован в Минюст России от 1 февраля 2011 г. № 19644).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № ДЛ-173/08 «О календаре образовательных событий на 2015/16 учебный год».
4. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. № 1047 г. «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6. Проект «Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г.№ 2506-р «О Концепции развития математического образования в Российской Федерации».
8. Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
9. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№ 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г.
Примечания:
¹ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
² Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
3 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.06.2015 № ДЛ-173/08 «О календаре образовательных событий на 2015/16 учебный год».
4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 5 сентября 2013 г. № 1047 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
6 Проект «Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».
7 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р «О Концепции развития математического образования в Российской Федерации».
8 Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
9 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
10 Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
11 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р, утверждающее Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы.
12 Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. 21 июня 2013 г., Санкт-Петербург.
13 См.: URL: http://фцпро.рф/
14 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 481 «О федеральной целевой программе “Русский язык” на 2016–2020 годы».
Источник: http://tretjak-natalja.ru/zadachi-sistemy-obrazovaniya/
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 22 окт 2016, 04:31

Профессиональное образование
Как сказал Президент России Владимир Путин, именно те регионы, которые добились существенного прогресса в развитии среднего профессионального образования, как правило, являются лидерами регионального рейтинга и демонстрируют высокую социально-экономическую динамику12. Растет роль среднего профессионального образования (СПО) для малого и среднего бизнеса, оно становится ключевым фактором формирования в России среднего класса, и мы говорим о необходимости повышения статуса СПО в обществе и государстве.
Акцент в развитии профессионального образования нужно делать на связь с практикой, с работодателями. Во многих регионах успешно внедряются схемы практико-ориентированного образования (в том числе дуального). В 2014–2015 гг. из средств ФЦПРО13 были поддержаны комплексные программы развития профессионального образования в 45 регионах. В следующем году министерство продолжит оказывать государственную поддержку развития региональных систем профессионального образования. Программа поддержки будет нацелена на масштабное внедрение практико-ориентированных схем обучения, в государственную итоговую аттестацию будет введен демонстрационный экзамен. Предстоят развитие инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, расширение участия субъектов Российской Федерации в конкурсах профессионального мастерства по методике WorldSkills. Апробацию данных инициатив планируется проводить по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям СПО, которые будут одобрены Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям в текущем году.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 22 окт 2016, 04:30

Дополнительное образование детей
Очень важно, что в последние годы мы говорим о доступности не только общего, но и дополнительного образования. Утвержденная Правительством Концепция развития дополнительного образования детей10 реализуется в регионах через различные территориальные модели, которые, в конечном счете, позволят достичь показателей, заданных майским указом Президента. К 2020 г. число детей от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, должно достичь 70–75% в общей численности детей этого возраста.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг.11 предусмотрены значительные средства на конкурсную поддержку региональных моделей развития дополнительного образования, поддержку талантливых детей и молодежи, их активное вовлечение в различные формы внеурочной деятельности, в том числе в социальную практику. Особо важными станут мероприятия по формированию принципиально новых моделей управления и финансирования системы дополнительного образования.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 гг. предусмотрены значительные средства на конкурсную поддержку региональных моделей развития дополнительного образования, поддержку талантливых детей и молодежи, их активное вовлечение в различные формы внеурочной деятельности, в том числе в социальную практику. Особо важными станут мероприятия по формированию принципиально новых моделей управления и финансирования системы дополнительного образования.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 22 окт 2016, 04:30

Школьное образование
Демографическая политика, проводимая Президентом и Правительством РФ, дает результаты: число детей школьного возраста каждый год увеличивается, и рост будет продолжаться. Это, конечно же, не может не радовать, но возникает необходимость решения проблемы доступности качественного школьного образования.
К сожалению, более 1 млн 800 тыс. детей учатся во вторую смену, в третью –13 тыс. Программы, принятые регионами, дают результаты, удается сдерживать рост сменности, число детей в третьей смене в прошлом году сократилось значительно, но этого недостаточно. Министерством разработана программа, предусматривающая поддержку регионов в создании новых мест, сейчас она проходит согласование в Правительстве.
За 10 лет совместными усилиями предстоит создать 6,5 млн новых мест. Мы должны не только строить новые школы, но и развивать дистанционное обучение, сетевое взаимодействие, открывать общеобразовательные классы на базе техникумов и вузов. Это позволит и увеличить количество мест, и обеспечить рост качества образования
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 21 окт 2016, 06:45

Новые технологии
Повышение качества образования немыслимо без изменений в образовательных технологиях.У всех учебников, включенных в федеральный перечень, теперь есть электронная версия5. С 1 сентября школы могут использовать (в том числе одновременно) как бумажные учебники, так и электронные.
Всех учителей нужно научить работать с электронными учебниками. Координатор этой работы – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Во всех федеральных округах академия проводит семинары-совещания, посвященные электронным учебникам, начинается подготовка тьюторов из регионов, которые, в свою очередь, обучат учителей на местах.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 21 окт 2016, 06:43

Оценка качества
Рост качества образования невозможен без его объективной оценки. ЕГЭ в этом году был проведен объективно и честно. Столь же честно и объективно должна проводиться государственная итоговая аттестация в IX классах. От качества оценочных процедур во многом зависит отношение к учебному процессу учеников, их родителей и педагогов.
Анализ результатов ЕГЭ позволяет сделать выводы о качестве образования как в отдельном субъекте, так и в стране в целом и принять меры по его повышению. Результаты ЕГЭ – это основание для совершенствования преподавания, для повышения квалификации учителей, для улучшения образовательных программ, здесь мы готовы оказать организационную и методическую помощь.
Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса. И в стандартах, и в примерных программах много внимания уделяется воспитательной составляющей – мы говорим о личностных результатах образования, о программе воспитания и социализации как обязательной части примерной программы.
Никто не предлагает посвящать воспитанию специальные уроки с объяснением нового материала и ответами у доски. Но каждая школа может проводить мероприятия, организовывать интересные детям и родителям события, которые будут обсуждаться в семьях, оставят теплые воспоминания.
В новом учебном году начнутся изменения ГИА. Помимо русского языка и математики, девятиклассники должны будут выбрать еще два предмета. В последующие годы количество предметов по выбору будет расти: в 2018 г. – до трех, в 2020 г. – до четырех. Уже в 2017 г. баллы будут выставляться с помощью федеральной шкалы и влиять на оценку в аттестате.
Одна из новых форм оценки качества образования – всероссийские проверочные работы. Это разновидность промежуточной аттестации на соответствие результатов обучения школьников требованиям, установленным стандартами. Проверочные работы будут проводиться по единым материалам и оцениваться по единой методике. Проводить и проверять их будут учителя в своих школах и в сроки, удобные для школы.
Всероссийские проверочные работы в 2015/16 учебном году впервые писали четвероклассники по русскому языку, математике и окружающему миру. В последующие годы, по мере утверждения примерных программ и внесения изменения в государственные стандарты, проверочные работы будут проведены и в других классах. Во многих регионах подобный опыт уже есть, но теперь говорим обо всей стране и ожидаем более значимые эффекты.
И еще новшество 2016 г. – введение ЕГЭ по китайскому языку в режиме апробации, вначале в тех регионах, где его активно изучают. Готовность принять участие в апробации уже заявили на Дальнем Востоке, в Москве и Санкт-Петербурге.
Оценка качества образования – это не только ГИА, ЕГЭ и проверочные работы, но и национальные исследования качества образования – НИКО. Мы также развиваем независимую оценку качества работы системы образования, которая проводится силами общественности. К обсуждению темы независимой (общественной) оценки качества образования мы приступили еще в 2013 г. На федеральном уровне создана нормативная база, методические рекомендации были направлены в регионы, и теперь слово за регионами. На местах должны быть разработаны регламенты, созданы общественные советы, в полномочия которых входит проведение независимой оценки. Должны быть определены организации-операторы этой оценки. И здесь важно избежать формальных решений, договориться о содержании оценочных процедур, понятных не только специалистам, но и широкой общественности. Хорошо известно, какой интерес в обществе вызывают всевозможные рейтинги, пусть даже возникают дискуссии по поводу целесообразности тех или иных методов ранжирования.
Это только начало пути, промежуточные итоги этой работы в регионах хотели бы подвести в конце года.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 21 окт 2016, 06:38

Воспитание как часть образования
Повышение качества образования невозможно без особого внимания к воспитанию как неотъемлемой части образовательного процесса. И в стандартах, и в примерных программах много внимания уделяется воспитательной составляющей – мы говорим о личностных результатах образования, о программе воспитания и социализации как обязательной части примерной программы.
На федеральном уровне разработаны два ключевых документа: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации², она недавно утверждена, и программа «Патриотическое воспитание в Российской Федерации», в июле с.г., она внесена в правительство. В ближайшее время мы представим федеральный план мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания. Он послужит основой для региональных планов.
Такой же алгоритм – и для программы патриотического воспитания.
Никто не предлагает посвящать воспитанию специальные уроки с объяснением нового материала и ответами у доски. Но каждая школа может проводить мероприятия, организовывать интересные детям и родителям события, которые будут обсуждаться в семьях, оставят теплые воспоминания.
В новом учебном году мы отмечаем значимые для нашей страны события, памятные даты. Это национальные праздники: День народного единства, День воссоединения Крыма с Россией, День Победы, День России. Это памятные даты российской истории и культуры – например, 1000-летие великого князя Владимира – Крестителя Руси, 70-летие окончания Второй мировой войны, 100-летие со дня рождения Константина Симонова и др. В каждом регионе есть и свои памятные даты, связанные с его историей.
Чтобы дети приобщались к культурным ценностям многонационального российского народа, гордились своей страной, для формирования их национальной идентичности очень важно, чтобы система образования не оставалась в стороне от этих событий. В связи с памятными датами в школах можно проводить открытые уроки, творческие конкурсы, различные проекты. Обо всем разнообразии форм мы подробно рассказываем в письме «О календаре образовательных событий на 2015/16 учебный год»3, которое в июле было направлено в регионы.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 21 окт 2016, 06:32

Справочно
Ежегодно более 6 миллионов школьников принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников – главном интеллектуальном соревновании страны. Олимпиада проходит в 4 этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Из общего числа участников только 5000 доходят до заключительного этапа олимпиады, а затем 39 участников представляют Россию в составе сборных на международных интеллектуальных соревнованиях по 8 общеобразовательным предметам.
В 2016 году олимпиада «добавила» 3 предмета – испанский, итальянский и китайский языки (предметов стало 24).
Для участия в Олимпиаде, прежде всего, ученик должен поставить в известность учителя, а затем, в соответствии с Порядком проведения олимпиады, его родитель (законный представитель) не менее чем за 10 рабочих дней до начала школьного этапа олимпиады в письменной форме подтверждает ознакомление с Порядком проведения олимпиады и предоставляет организатору школьного этапа олимпиады согласие на публикацию в сети Интернет олимпиадной работы своего несовершеннолетнего ребенка.
Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников имеют право на прием в высшие учебные заведения по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю Всероссийской олимпиады школьников или Международной олимпиады, без вступительных испытаний (п.1 ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Источник: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0% ... D0%B8/8817
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 21 окт 2016, 06:29

Доказательство «японского Перельмана» совершило революцию в математике
Математики в ходе проверки доказательства гипотезы Эстерле — Массера (abc-гипотеза), представленного Синъити Мотидзуки из Киотского университета, обнаружили «революционно новые идеи». Японца сравнивают с российским ученым Григорием Перельманом, а проверка гипотезы является одной из главных математических проблем
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Пред.След.

Вернуться в Математика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron