Мустафина З.Ф. » 15 окт 2018, 09:51
Ситуационные задачи.
ФГОС ориентирует школу на комплексное развитие образовательного опыта учащихся, руководство не только учебной, но и вне учебной деятельностью, самообразованием. Ситуационные задачи ориентированы на развитие и оценку всего образовательного опыта учащихся, освоенного за школьной партой, через средства массовой информации, программы дополнительного образования, приобретенного в процессе общения с семьей, сверстниками. В то же время, ряд задач направлены преимущественно на оценку общеучебных и предметных знаний и умений. Именно такие методики оценки наиболее востребованы в школьной практике. При выполнении заданий оцениваются как отдельные функциональные умения, так и ключевые навыки, компетенции. В соответствии с принятой в Федеральных образовательных стандартах классификацией образовательных результатов, ситуационные задачи дают возможность оценить предметные, метапредметные и личностные результаты
Ситуационная задача по теме "Масштаб"
Название задачи «Мир глазами Гулливера»
Личностно – значимый познавательный вопрос
Друг и брат для карты я
И вы знаете друзья –
Шар земной, страну и город
Не увидеть без меня.
Длины гор, дорог и рек,
Пусть он даже много знает,
Без масштаба человек
Никогда не сосчитает.
Так что же такое масштаб?
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде
Текст1. При изображении местности на листе бумаги приходится расстояния уменьшать и давать их в сантиметрах и миллиметрах. Для этого надо выбрать масштаб. М а с ш т а б – это отношение длины отрезка на изображении (на карте) к соответствующей длине отрезка в действительности (на местности). Масштаб показывает во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности. Например, М 1:100 - 1 см на изображении соответствует 100 см в действительности, то есть на самом деле отрезок в 1см на изображении в 100 раз больше, то есть данный масштаб даёт уменьшение.
Само слово «масштаб» пришло к нам из немецкого языка. Маβ означает: «мера», «размер», что говорит о связи с математикой. В жизни мы говорим «масштабный», «крупномасштабный», «масштабировать», что означает – изменять все размеры в определённое количество раз.
Текст2. Масштаб можно записать в виде отношения 1:1000 (читается: одна тысячная). Масштаб, записанный в таком виде, называют численным. Обычно рядом с численным масштабом пишут пояснение, например: в 1 см 10 м, т.е. 10000 см переводят в метры. Это значит, что 1 см на плане соответствует 10 метрам на местности. Масштаб, записанный в таком виде, называют именованным, а расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане, называют величиной масштаба. С помощью величины масштаба очень удобно определять расстояния. Для более точного определения расстояний или размеров предметов на планах помещают линейный масштаб. Он представляет собой прямую линию, разделённую на равные части (обычно на сантиметры). На линейном масштабе видите, что на расстоянии 1 см от начала линии стоит цифра 0. От 0 вправо написано то расстояние на местности, которое помещается в 1 см, в 2 см и так далее. Сантиметр слева от 0 делят на равные мелкие части. Обычно при работе с линейным масштабом используют циркуль измеритель.
Текст3. Для обмера предметов средней величины, не имея под рукой метровой линейки или ленты, можно поступать так. Надо натянуть веревочку или отмерить палку от конца протянутой в сторону руки до противоположного плеча (рис. 1)- это и есть у взрослого мужчины приблизительная длина
метра. Другой способ получить примерную длину метра состоит в том, чтобы отложить по прямой линии шесть «четвертей», то есть шесть расстояний между концами большого и указательного пальцев, расставленных как можно шире (рис. а).
Последнее указание вводит нас в искусство мерить «голыми руками»; для этого необходимо лишь предварительно измерить кисть предварительно измерить кисть своей руки и твердо запомнить результаты промеров.
Что же надо измерить в кисти своей руки? Прежде всего ширину ладони, как показано на рис. б. У взрослого человека она равна примерно 10 см; у вас она, быть может, меньше, и вы должны знать, на сколько именно меньше. Затем нужно измерить, как велико у вас расстояние между концами среднего и указательного пальцев, раздвинутых возможно шире (рис, е). Далее, полезно знать длину своего указательного пальца, считая от основания большого пальца, как указано на рис. г. И, наконец, измерьте расстояние концов большого пальца и мизинца, когда они широко расставлены, как на рис. д.
Пользуясь этим «живым масштабом», вы можете производить приблизительно измерение мелких предметов.
Задания на работу с данной информацией
Ознакомление Изучите виды масштаба. Какой из этих видов масштаба применяется для решения математических задач?
Определите, во сколько раз уменьшены расстояния на планах с численным масштабом 1:50, 1:200, 1:5000. Какой из этих масштабов показывает самое значительное уменьшение?
Понимание Всем известно выражение: «Из мухи сделать слона». Длина индийского слона средних размеров равна 6м. во сколько раз надо увеличить длину мухи до размеров слона? Какими целыми числами можно записать отношение размеров мухи и слона? К какому виду масштаба отнесём данное отношение?
Применение Вы заблудились во время длительного похода в лесу. У Вас нет компаса, линейки, но есть карта местности. Вам необходимо выйти к ближайшему населённому пункту. Каковы ваши действия?
Анализ Вам необходимо добраться от Саратова до Ульяновска. С помощью атласов автомобильных и железных дорог рассчитайте расстояние от одного города до другого и время, которое затратит пассажир, если скорость поезда 80км/ч, а скорость автобуса 60км/ч. Цена билета на поезд равна 920руб, а на автобус 600руб. каким способом выгоднее добраться?
Синтез Используя разные источники информации, составьте перечень профессий, где необходимы применения знаний о масштабе.
Оценка Давайте мы с вами попробуем себя в роли помощника нашего президента. Наш президент собирается посетить несколько городов с визитами и провести в них различные совещания. Мы знаем, что совещания у президента длятся 4 часа. Ему нужно посетить следующие города: Саратов, Астрахань, Казань, Владивосток, Воркуту, Екатеринбург. Президенту не обязательно посещать эти города в том порядке, в каком они записаны. Вы сами можете составить программу посещений для нашего президента. Но вы должны учитывать, что скорость перемещения личного президентского самолета составляет 400 километров в час и что у президента очень много дел и ему как можно скорее нужно вернуться в Москву.
Задача по теме "Проценты"
Название
задачи
Личностно-значимый познавательный вопрос Понятие «проценты» вошло в нашу жизнь с выпечкой кулинарных изделий приготовлением лакомств, солений и варений. Зная их, бедный может стать богатым. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель сегодня обоснованно требует процент торговой скидки. Вкладчик сбережений учится жить на проценты, грамотно размещая деньги в прибыльное дело.
Что такое проценты? Какую роль они играют в жизни современного человека?
Информация по данному вопросу,представленная в разнообразном виде
Текст 1. Процентом называется дробь 1 /l00 (0,01). Обозначают процент знаком %. Интересно его происхождение. Появился он в результате опечатки: наборщик переставил цифры в числе 100. Вот так - 010. Первый ноль чуть-чуть приподняли, второй чуть-чуть опустили, еди¬ницу чуть-чуть упростили - вот и получился этот знак. За¬меняет он множитель 0,01. 1 %= 1/100; или 0,01.Проценты – это числа, представляющие собой частные случаи десятичных дробей.
Текст 2.1.Нахождение процента от числа
Чтобы найти процент от числа, надо это число умножить на соответствующую дробь. Например, 20% от45 кг равны 45•0,2=9 кг, а 118% от х равны 1,18х.
2. Нахождение числа по его проценту
Чтобы найти число по его проценту, надо часть, соответствующую этому проценту, разделить на дробь. Например, 8% длины отрезка составляют 2,4 см, от длины всего отрезка. Длина всего отрезка равна 2,4:0,08=240:8=30 см.
3. Нахождение процентного отношения двух чисел
Чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, надо первое число разделить на второе и результат умножить на 100%. Например, 9 г соли в растворе массой 180 г составляют 5% раствора.
Текст 3.Что значит жить на проценты? Предоставление денег в долг во временное пользование может осуществляться различными способами: в виде денежной ссуды, сберегательного счета, открытия депозита, покупки облигаций и векселей и т.д. На занятые деньги с должника начисляются проценты. Временная база обычно задается равной 360 или 365 дням. Для краткосрочных ссуд со сроком меньше года для начисления выплат и процентов обычно используется простая процентная ставка.
Задания на работу с данной информацией
Ознакомление 1. Сплав меди и алюминия массой 10 кг содержит 35% меди. Сколько килограммов в этом сплаве составляет алюминий?
Понимание 2. Уксусная эссенция – 80% раствор уксусной кислоты CH3 COOH. Сколько граммов этой эссенции и воды вам необходимо взять для приготовления 200 мл 7% раствора, применяемого для маринования огурцов. Плотность эссенции можно принять равной 1 г/см3.
Применение 1. Смета на расход материалов для ремонта подъезда
Вид работы Цена (руб. за м²) Количество (м²) Сумма (руб.)
Ремонт потолка 400 15 6000
Ремонт стен 900 40 12000
Ремонт пола 450 15 6750
Замена двери 6000 1 6000
Рассчитайте сумму, которую внесёт каждая семья на ремонт подъезда и сколько процентов этот взнос составит от вашего дохода семьи?
Анализ 1. С 1 октября 2009 г. за хранение денег на срочном депозите в течение года Сбербанк выплачивал доход из расчета 25 % от вложенной суммы; в течение полугода — 15 % годовых, в течение трех месяцев — 10 % годовых. Каким образом за год на условиях Сбербанка можно было получить наибольший доход на 100 000 р.? Каков этот наибольший доход?
Синтез Найдите необычный способ разъяснения учащимся начальных классов о том, что такое проценты и какую роль они играют в жизни современного человека.
Оценка На дерново-подзолистой суглинистой почве планируется получить урожай картофеля 300ц с га. В почве содержится 10мг/100г оксида фосфора V, 12мг/100г оксида калия. Коэффициент использования картофелем элементов питания оксида фосфора V - 8%, оксида калия -20%. Вынос с урожаем картофеля на 10ц - оксида фосфора V - 2кг, оксида калия – 8кг. Оцените содержание питательных элементов, имеющихся в продаже удобрений. Перечислите критерии выбора минеральных удобрений. Рассчитайте дозы внесения их в почву для получения необходимого урожая картофеля.