АНАЛИЗ ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 (зарегистрирован в Минюсте РФ от 18 октября 2013 № 30213) в 2015 году не будет осуществляться формирование нового федерального перечня учебников.
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых и допущенных к использованию в образовательной деятельности (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») является действующим.
Действующий федеральный перечень учебников включает три части:
1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы.
2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.
3.Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.
В федеральный перечень включены учебники отвечающие следующим требованиям:
а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования;
б) представленные в печатной и электронной форме (наличие электронного приложения, представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником обязательно до 1 января 2015 года);
в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.
Электронная форма учебника соответствует печатной форме по структуре, содержанию, художественному оформлению и содержит педагогически целесообразное количество мультимедийных элементов для усвоения материала учебника (галерея изображений, аудиофрагменты видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и др.), средства контроля или самоконтроля.
С 1 сентября 2015 г. образовательные организации получают право выбора использования в образовательной деятельности печатной или электронной формы учебников, включенных в федеральный перечень.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 (Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования). Таким образом, если основная образовательная программа образовательного учреждения предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа.
Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться иные учебные издания, являющиеся учебными пособиями. Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями от: 13 января 2011 г. и 16 января 2012 г. представлен на информационно-правовом портале «ГАРАНТ»
http://base.garant.ru/197289/#text#ixzz2z6dibP6g.
При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Математика» в 2015/2016 учебном году рекомендуется использовать учебники, включенные в федеральный перечень учебников с 2014/2015 по 2017/2018 учебные годы, представленные в приложении 2.
Для основной школы представлено двенадцать учебников по математике, девять учебников для изучения раздела «Алгебра» и восемь – для изучения раздела «Геометрия». Разработанность УМК представлена в приложении 1.
Для обучения математике в 5-6 классах основной школы в перечне представлены учебники следующих авторов: Башмаков М.И. (Издательство Астрель), Бунимович Е.А. (Издательство «Просвещение»), Виленкин Н.Я. (ИОЦ «Мнемозина»), Гельфман Э.Г. (БИНОМ. Лаборатория знаний), Дорофеев Г.В. (Издательство «Просвещение» и Издательство «Ювента»), Зубарева И.И. (ИОЦ «Мнемозина»), Истомина Н. Б. (Издательство «Ассоциация XXI век»), Козлов В.В. (Русское слово), Мерзляк А.Г. (Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»), Муравин Г.К. (ДРОФА), Никольский С.М. (Издательство «Просвещение»), Шарыгин И.Ф. (ДРОФА).
Для организации изучения раздела «Алгебра» в 7-9 классах основной школы в перечне представлены учебники следующих авторов: Башмаков М.И. (БИНОМ. Лаборатория знаний), Гельфман Э.Г. (БИНОМ. Лаборатория знаний), Дорофеев Г.В. (Издательство «Просвещение»), Колягин Ю.М. (Издательство «Просвещение»), Макарычев Ю.Н. (Издательство «Просвещение» и ИОЦ «Мнемозина»), Мерзляк А.Г. (Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»), Мордкович А.Г. (ИОЦ «Мнемозина»), Никольский С.М. (Издательство «Просвещение»).
Для организации изучения раздела «Геометрия» в 7-9 классах основной школы в перечне представлены учебники следующих авторов: Александров А.Д. (Издательство «Просвещение»), Атанасян Л.С. (Издательство «Просвещение»), Бутузов В.Ф. (Издательство «Просвещение»), Глейзер Г.Д. (БИНОМ. Лаборатория знаний), Мерзляк А.Г. (Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»), Погорелов А.В. (Издательство «Просвещение»), Смирнова И.М. (ИОЦ «Мнемозина»), Шарыгин И.Ф. (ДРОФА).
Для организации изучения раздела «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе на базовом уровне представлены учебники следующих авторов: Колягин Ю.М. (Издательство «Просвещение»), Алимов Ш.А. (Издательство «Просвещение»), Никольский С.М. (Издательство «Просвещение»), Мордкович А.Г. (базовый и углубленный уровни) (ИОЦ «Мнемозина»), Муравин Г.К. (ДРОФА).
Для организации изучения раздела «Геометрия» в средней школе на базовом уровне представлены учебники следующих авторов: Александров А.Д. (Издательство «Просвещение»), Атанасян Л.С. (Издательство «Просвещение»), Бутузов В.Ф. (Издательство «Просвещение»), Смирнова И.М. (базовый и углубленный уровни) (ИОЦ «Мнемозина»), Шарыгин И.Ф. (ДРОФА).
Для обучения «Математике: алгебра и начала математического анализа, геометрия» в средней школе на базовом уровне представлены учебники следующих авторов: Башмаков М.И. (ОИЦ «Академия») и Козлов В.В. (Русское слово).
Для организации изучения раздела «Алгебра и начала математического анализа» в средней школе на углубленном уровне представлены учебники следующих авторов: Пратусевич М.Я. (Издательство «Просвещение»), Виленкин Н.Я. (ИОЦ «Мнемозина»), Муравин Г.К. (ДРОФА).
Для организации изучения раздела «Геометрия» в средней школе на углубленном уровне представлены учебники следующих авторов: Александров А.Д. (Издательство «Просвещение»), Потоскуев Е.В. (ДРОФА).
Для реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений по учебному предмету «Математика» в 2014-2015 учебном году в федеральный перечень учебников представлены учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Перова М.Н., Капустина Г.М. (5, 6 класс), Алышева Т.В. (7 класс), Эк В.В. (8 класс), Перова М.Н. (9 класс), Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. (9 класс) для обучения.
Подробная информация об учебниках представлена на официальных сайтах издателя (издательств).
Решение о выборе и использовании учебников принимается в общеобразовательной организации. При этом необходимо учитывать:
1) предметные линии рассчитана в основной школе на 2 года обучения по разделу «Математика» (5-6 классы), на 3 года обучения по разделам «Алгебра» и «Геометрия» (7-9 классы) и в средней школе на два года обучения разделам «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия» (10 и 11 классы) и переход с одного учебника на другой в этот период недопустим;
2) при выборе учебников необходимо учитывать разработанность соответствующего ему учебно-методического комплекта на весь уровень обучения.