Сурин » 22 ноя 2017, 04:45
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Экологическое воспитание и образование детей и подростков ñ сложный
процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов,
участвующих в воспитании юного поколения ñ школы, внешкольных
учреждений, средств массовой информации, всей общественности. Одной из
учебных дисциплин, которая начинает обеспечивать их взаимодействие,
является информатика.
Вычислительная техника открыла широкие возможности для изучения
многих процессов, в том числе происходящих в природе и обществе. Среди
задач, успешно моделируемых на компьютерах, особое место занимают
экологические. Круг их очень велик. С одной стороны ó это задачи
развития биологических видов в природной среде, с другой ó исследование
влияния деятельности человека на природу. Моделирование в экологической
сфере позволяет прогнозировать развитие биологических популяций,
управлять численностью отдельных видов и предсказывать влияние
угрожающих их развитию факторов.
Важным моментом в данной программе является воспитание.
Ответственное, трепетное и доброе отношение к природе, чувство
прекрасного ñ вот лишь немногие из направлений экологического
воспитания, обеспечивающие гармоничную взаимосвязь человека и
природы.
На уроках информатики можно наглядно продемонстрировать учащимся
существование межпредметных связей и, таким образом, повысить
мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин ñ ИВТ и биологии,
экологии, географии. Получение дополнительных знаний об окружающем
мире, изучение экологических проблем края формируют нравственно ñ
экологическую культуру.
На уроках информатики можно реализовать следующие цели и
задачи:
Образовательные:
! ознакомление с экологическими терминами и их применение при
решении задач; изучение некоторых наиболее распространенных в
экологии классификаций
! подготовить школьников к практической деятельности в условиях
широкого использования информационных компьютерных технологий,
расширить кругозор учащихся в других областях, в частности -
экологии
2
! реализовать межпредметные связи
Воспитательные:
! воспитание трепетного и доброго отношения к природе родного края
! формирование экологического сознания и экологической культуры у
школьников на уроках информатики
Развивающие:
! развить логическое мышление учащихся
! привлечь внимание старшеклассников к проблемам истощения
природных ресурсов, сохранения биологического разнообразия, найти
выход из данных проблем
! выявить пути решения проблем нехватки энергетических ресурсов и
показать перспективы использования альтернативных источников
Экологическое воспитание и образование - интересная и актуальная
тема. На базе нашей школы работает экологическая площадка ´Создание
единого образовательного пространства, основанного на принципах
экологического образования и воспитанияª, которая позволяет знакомиться с
современными методами и формами работы в экообразовании.
За последние два года в Интернете появились публикации по
межпредметным связям. Но материалов, касающихся связи информатики и
экологии мало. До недавнего времени существовали отдельные программы,
позволяющие моделировать те или иные экологические ситуации, но их
немного и сложно найти. Современные компьютеры и компьютерное
обеспечение позволяют без специальных программ не только моделировать
различные экологические ситуации, но и успешно применять полученные
знания и умения на практике.
Реализовать межпредметные связи информатики и экологии несложно
при изучении информационных технологий.
Так в теме Текстовый редактор на первых уроках при форматировании и
редактировании текста может быть использовано следующее задание.
Учащиеся должны создать тестовый документ и сохранить его в своей
папке. Открыть файл с готовым неформатированным текстом описания
природы. Выделив все, скопировать в свой созданный файл. Внимательно
прочесть текст, разбить его на абзацы. Придумать и написать название к
каждому абзацу (цвет, начертание, шрифт названий должны быть
различные). Разные абзацы отформатировать по левому, правому краю, по
центру и ширине, изменить междустрочный интервал, сделать красную
строку. Вспомнить свои наиболее яркие впечатления от встречи с природой
и описать его.
В течение 30 минут ученики самостоятельно работают над заданием.
При подведении итогов самостоятельной работы учащихся просматриваются
3
все отформатированные тексты. Из всех полученных текстов выделяются
несколько самых удачных, которые можно распечатать на принтере.
При выполнении этого задания учащиеся должны не только применить
знания и умения технологии работы в текстовом редакторе, но и проявить
свои творческие способности: воображение, представление. Дети могут
виртуально перенестись в мир природы, в свой мир ощущений, восприятий.
Через выполнение данной работы достигаются цели, задачи и эстетического,
и экологического, и нравственного воспитания.
Из всех тем Тестовый редактор отличается тем, что при его изучении
можно рассматривать многие экологические темы.
Например, природа Алтайского края, птицы, животные и растения,
занесенные в Красную Книгу, экологические факторы в теме ´Спискиª,
альтернативные источники энергии в теме ´Вставка таблицª, исследование
природного комплекса своего района в итоговом занятии по теме ´Текстовый
редакторª.
В теме ´Электронные таблицыª на первых уроках рассматривается
задания по оценке качества воздуха города Барнаула.
Качество воздуха ñ один из важнейших показателей качества
окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние зеленых
насаждений, архитектурных сооружений, памятников.
Газовый состав воздуха, которым мы дышим, выглядит так: 78 %
составляет азот, 21 % - кислород и 1 % приходится на другие газы. Но в
атмосфере промышленных городов это соотношение часто нарушено.
Значительную долю составляют вредные примеси, обусловленные
выбросами предприятий и автотранспорта. Доля загрязнения атмосферы в
Барнауле (в том числе и от автотранспорта) составляет 64, 9 %, по этой
причине город Барнаул попал в десятку грязнейших городов России.
При работе школьникам предлагается изучить транспортную нагрузку
на улицах, оценить количество угарного газа. Предполагается, что на
основании полученных данных ученики выработают предположения по
улучшению экологической ситуации.
Детям дается домашнее задание: подсчитать количество машин,
проезжающих в час по проспекту Ленина и улице Северо-Западной, разделив
их на 4 категории: легковые, грузовые, автобусы, работающие на бензине,
автобусы, работающие на газе. Подсчет вести два раза в день с 10 до 11 часов
в воскресенье (час затишья) и с 16.30 до 17.30 в будний день (час пик).
Учащимся предлагается на основе полученных данных о транспортной
нагрузке на улицах составить и заполнить таблицу.
Рабочая формула М=m*n
m ñ Количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем
определенного типа (г/км)
n ñ среднее количество автомобилей определенного типа, проехавших за
один час.
m Пр-т Ленина Ул. Северо-Западная
4
n M n M
Грузовые
автомобили 89
Легковые
автомобили 24,7
Автобусы с
бензиновыми
двигателями
82,6
Автобусы,
работающие на газе
25
Всего Всего
(Выбор улиц обуславливается расположением школы)
Класс делает 2 варианта: для часа пик и часа затишья
Затем, используя таблицу, ученики составляют диаграммы по двум
улицам. Далее делается сообщение о проблемах, связанных с загрязнением
атмосферы.
Для вывода необходимо ответить на вопросы:
1. На какой из обследованных улиц состояние воздушной среды
наиболее благоприятны и почему?
2. Во сколько раз выброс угарного газа на одной улице больше, чем на
другой?
3. Если модернизировать все автобусы, работающие на бензине и
перевести их на более экологический вид топлива - сжатый газ, то во
сколько раз уменьшится выброс угарного газа на каждой из улиц?
Предположи, что весь автотранспорт перейдет на газ, и любой тип
автомобиля будет выбрасывать в среднем 25 г/км угарного газа. Как
изменится состояние воздушной окружающей среды? Составь
сравнительную диаграмму.
4. Сделай выводы о пользе использования использовании по сравнению
с традиционными видами топлива и внеси свое предложение по улучшению
качества воздуха.
На данном уроке можно достичь цели и задачи:
•Формирование экологического сознания и экологической культуры у
школьников.
•Привлечение внимания детей к проблеме загрязнения атмосферы.
•Выявление путей решения проблемы загрязнения воздуха
•Формирование активной позиции школьников по вопросам
окружающей среды.
Задания на моделирование с использованием ´Электронных таблицª в
экологической сфере позволяют прогнозировать развитие биологических
популяций, управлять численностью отдельных видов и предсказывать
влияние угрожающих их развитию факторов.
5
Идея задания позаимствована из американского учебника по биологии
для школьников 16ó17 лет. W.D. Scbraer, H.J. Stolty, Biology. ìThe Study of
lifeî, Nelson, 1992, ISBN 0-13-080681-1.