pestysheva » 25 янв 2012, 07:40
Современная школа предполагает внедрение новых форм работы с использованием информационных технологий и предусматривает новые роли для участников образовательного процесса – педагога как консультанта и ученика как активного исследователя. Учащийся творчески и самостоятельно работает над решением поставленной задачи, широко использует компьютер, Интернет, электронные базы данных для получения и обработки необходимой информации. Поэтому современное образовательное пространство должно быть информационным в самом широком смысле этого слова.
Поделюсь опытом с какими трудностями мы столкнулись, с чего начать работу по созданию единого информационного образовательного пространства.Информационно-коммуникационные технологии и управление школой. Что может их связать в единое целое? Школа, являясь сложной системой, состоит из отдельных звеньев, тесно связанных и взаимодействующих между собой: учебно-воспитательная деятельность, управленческая, хозяйственная, кадровая, научно-методическая. Объединяют все звенья в единое образовательное пространство информационные потоки. Придание этим потокам целенаправленного характера обеспечивает эффективное функционирование системы, что возможно на основе ИКТ.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществить оптимальное взаимодействие управляемой и управляющей подсистем школы. Прежде чем ИКТ внедрять в управление руководителю необходимо иметь хотя бы минимальные пользовательские навыки. Хорошее знание проблем процесса управления и наличие пользовательских навыков – условия успешного внедрения ИКТ в жизнь школы.
С кого начать? Первой категорией обучаемых должна быть администрация. Пройдя обучение, руководители приобретают первоначальные пользовательские навыки. И возможности компьютера привлекают к решению управленческих проблем, хотя работа вначале строится на интуитивном уровне.
С чего начать? является ведущей в управлении школы на данном этапе. Для эффективного руководства школы в этот период можно определить главные критерии отбора информации:
• Полнота
• Конкретность
• Достоверность
• Своевременность
Большая часть имеющейся информации ОУ должна быть переведена на электронные носители. Необходимо сформировать электронный банк данных о школе:
• Данные об учениках
• Данные об учителе
• Отчетность
Более успешно решать названные проблемы можно с появлением специализированных программ для управления школьными базами данных. Подробнее про возможности. Эти программы позволяли достаточно быстро вести поиск необходимых данных, мониторинг качества образования, составлять статотчеты, а также иметь сиюминутную информацию об учителе и ученике. Наряду с готовыми программами необходимо использовать возможности суперкалка для составления тарификации, обсчета технологических карт для школьной столовой.
В результате использования компьютера накапливаются шаблоны различного вида документов. Эти матрицы позволяют более качественно и быстро выполнять работу по подготовке различной информации. Тем более, что большая часть информации носит цикличный характер. Если бумажные архивы школы занимают много места и требуют больших затрат на их оформление, то электронные – очень компактны, не требуют специального места для хранения, а также могут быть использованы и в дальнейшей деятельности. К тому же существует достаточно много стандартных бланков, что освобождает от траты денег на их приобретение.
С появлением ОС Windows расширились возможности компьютера, но принципы работы с управленческой информацией остались теми же. У данной информации огромные возможности. Это и получение любых данных об учителе и ученике, диагностика и мониторинг образовательного процесса, отслеживание профессионального роста учителя, и т.д.
Легко поддается автоматизации и процесс составления расписания. Хотя учесть все не может ни одна программа, все-таки расписание, составленное на 90%, впечатляет любого. Комплект из АРМ «Школа», расписания, тарификации, библиотеки просто необходимы. Главное достоинство этих программ в том, что они с единой базой данных. Более того, в программе есть возможность отправки отчетов в вышестоящую организацию, так как готова и сетевая версия.
Использование программных средств позволяет иметь достоверную информацию о состоянии образовательного процесса в школе и, как следствие, более глубоко понять сущность контроля в системе управления школы. Сегодня иерархический контроль изжил себя в связи с новой философией образования. Контроль рассматривается как услугу. И в этой роли ИКТ – незаменимый инструмент.
Важным разделом контроля является контроль над качеством образовательного процесса. Качество образовательного процесса – сложная категория, включающая несколько составляющих. Управление качеством начинается с учительских кадров. Это начальное и конечное звено управления. Необходимо следовать правилу: «прежде чем контролировать, научи!». Формой обучения являются совещания, педсоветы, заседания. Использование ИКТ при проведении данных мероприятий вызывает интерес участников.
Использование ИКТ позволяет избежать морального износа коллектива, вдохнуть новую жизнь в традиционную методику урока. Все это убеждает, что ИКТ – новая технология управления, влияющая на все стороны жизни школы, всего образовательного учреждения.