Лилия Амировна » 03 фев 2012, 04:24
один из нестандартных уроков:
УРОК-ЛЕКЦИЯ «ПАРАДОКС»
Цель: повторение материала, развитие внимания и критического мышления, повышение мотивации учения.
Организация урока (урок строится в основном на материале исто¬рии дисциплины):
1. Учитель читает лекцию, в содержание которой включаются ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточно¬сти.
2. Учащиеся слушают лекцию и выполняют два традиционных за¬дания: составляют план и находят в материале ответы на по¬ставленные учителем вопросы.
3. Учащиеся фиксируют ошибки, «допущенные» учителем.
4. Записи делают в таблице:
План лекции Ошибки Ответы на вопросы
5. Записи проверяет учитель или ученик-лаборант.
6.Один из школьников называет допущенную ошибку, педагог воспроизводит соответствующий отрывок лекции.
7. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное ут¬верждение неверно. Аргументированность анализа «ошибки» оценивается учителем.
8. Обсуждение следующей неточности (пп. 6 и 7).
Сканворды относятся к такому виду головоломок, которые таят в себе большие педагогические возможности. Их целесообразно применять для повторения материала и актуализации знаний. При разгадывании сканворда по информатике косвенно осуществляется повторение материала из таких ее разделов как “Информация” (кодирование информации) и “Моделирование и формализация” (объединение простых объектов - букв в сложные - слова), но и проверка уровня усвоения материала по любому из разделов информатики в явном виде.
Предложенные сканворды целесообразно использовать для тематического повторения основных определений и терминов при изучении темы “Основы программирования” (изучаемый язык программирования Pascal). Для обобщающего повторения следует сочетать решение сканвордов с практическим повторением умений и навыков.
Учащимся предлагается сканворд. Нужно найти зашифрованные в нем операторы языка программирования Pascal. Из букв, не используемых в названиях операторов, составить название еще одного оператора. Причем, обучаемые не только должны найти в сканворде слова по указанной теме, но и ответить на дополнительные вопросы. Количество вопросов к сканвордам подбирается учителем индивидуально для каждого класса. В сканворде возможно использование одной буквы в разных словах. Сканворды предложены в двух вариантах: в варианте 1 - слова расположены по горизонтали (справа налево или слева направо) и по вертикали (снизу вверх или сверху вниз), а в варианте 2 - змейкой.
После расшифровки учитель выясняет, кто из учеников нашел больше всего правильных ответов, и предоставляет ему право назвать их. Все проверяют свои решения и при необходимости дополняют ответ. Не обнаруженные никем из ребят слова учитель не называет, но помогает найти их на завершающем этапе. Так, после ответа на некоторые из них можно спросить: не зашифрованы ли соответствующие (еще не найденные) слова-ответы в сканвордной сетке?
Сканворд № 1
Основные типы данных. Структура программы в Pascal’е
Ответы (оба варианты): BEGIN, BOOLEAN, CONST, END, INTEGER, PROGRAM, REAL, USES, VAR. Название оператора, составленное из неиспользованных букв - CHAR.
Вопросы:
Перечислите служебные слова из сканворда, которые соответствуют каждому из четырёх разделов программы на Паскале.
(Заголовок - PROGRAM; список имён подключаемых библиотечных модулей - USES; раздел описаний - CONST, VAR; раздел операторов - BEGIN, END.)
Укажите все неиспользованные в сканворде служебные слова из раздела описаний программы на Паскале.
(LABEL, TYPE, PROCEDURE, FUNCTION.)
Какое минимальное количество разделов может быть в программе в Паскале? Назовите их.
(Один - раздел операторов.)
Назовите основные типы данных и соответствующие им стандартные имена, используемые в сканворде.
(Целочисленный тип- INTEGER, вещественный тип - REAL, символьный тип - CHAR, логический - BOOLEAN.)
Укажите, какие операции деления возможны над данными целочисленного типа. Поясните их результат и назовите соответствующее стандартное имя, используемое в программе.
(а. Деление с остатком. Результатом является остаток от целочисленного деления. MOD; б. Целочисленное деление. Результатом является целая часть от деления. DIV).
Назовите стандартные имена для обозначения целочисленных типов данных, неуказанных в сканворде. Укажите соответствующий им диапазон значений и количество чисел.
( BYTE: 0…255, 28 чисел; SHORTING: -128…127, 28 чисел; WORD: 0…65535, 216 чисел; LONGINT: -2147483648…2147483647, 232 чисел.)
Какого типа данных должна быть переменная X, если в программе используется одна из перечисленных функций: ORD(x), CHR(x), PRED(x), SUCC(x)? Как её описать в разделе описания переменных?
(X - данное символьного типа, VAR x: CHAR;)
Укажите типы данных, в которых нет возможности ввода данных с помощью оператора READ.
(Логический тип данных - BOOLEAN.)
Назовите операцию, которая в целочисленном типе данных невозможна, а в вещественном типе данных имеет место. Объясните причину невозможности.
(Обычное деление. Данная операция невозможна над данными целочисленного типа, так как в результате его могут получиться дробные числа, а целочисленному типу могут быть присвоены только целые значения переменных