Особенности формирование учебных и общеучебных умений на уро

Модератор: Мустафина З.Ф.

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Фирузя » 06 фев 2012, 16:58

Из выступлений коллег следует, что все умения и навыки, формируемые при изучении математики, можно разделить на две категории:
- общие, которые формируются не только в процессе обучения математике, но и в процессе изучения других предметов (например, логические умения, навыки работы с учебником, справочниками, Интернет-ресурсами и т. п .) ;
- специфические, частные, которые формируются только в процессе обучения математике (например, умение решать уравнения, умения проводить геометрические измерения и т. п .) .
Уровень владения и общими, и специфическими умениями и навыками является одним из факторов, определяющих характер учения школьника. Поэтому важно в каждом ОУ создание единого пространства для формирования и развития общеучебных умений и навыков.
Фирузя
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 17:52
Откуда: РБ,Стерлитамакский район,с.Новофёдоровское

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение slobodina_mv » 06 фев 2012, 14:11

Моим учителем математики был Пейсахович Лев Семенович: мы всегда работали под девизом "Порешаешь со сто -и будет просто", и ,конечно ,.у всех была большая библиотека по математике, которая передавалась от одного класса другому. В старших классах так и делаю-на лето 100 логарифмов или 100 уравнений разного вида. Конечно. не все решат 100 задач.но результ иногда просто радует-дети сами пишут тренинги одноклассникам. Хорошо удается работа с родителями---"воскресный звонок учителя"--беседуем о проблемах ребенка--сразу отношение к учебе улучшается. Последней, недавней удачей был интегрированный урок "Практико-ориентированные задачи. Составление уравнений и систем уравнений"(математика+химия+физика+биология).Следующий такой урок обучающиеся предложили провести сами-это ли не радость учителя.
slobodina_mv
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 05 фев 2012, 13:38

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Касьянова Г.Е. » 06 фев 2012, 09:33

Работая в классах физико-математического профиля, глубоко убеждена, что знание теории – необходимость. Поэтому уже с пятого класса предлагаю такую организацию мыслительной деятельности обучающихся, которая исключает механическое запоминание готовых рассуждений, требует от них понимания смысла и структуры того или иного понятия, умения самостоятельно формулировать определения. Особенно успешно это получается у меня на геометрическом материале.
Изучение любой главы начинается с формирования банка вопросов по всей теме. Перечень вопросов доводится до сведения каждого ученика (выставляется на сайте учителя, в электронном дневнике, по просьбе отдельных ребят раздаётся и печатный вариант; в обязательном порядке вывешивается на стенд в кабинете математики).
Впечатлённые количеством вопросов, пятиклассники с первого урока по теме добросовестно выполняли домашнюю работу, в том числе отвечая на часть изученных вопросов. Примечательно, что ответы на некоторые вопросы можно было найти в учебнике, предварительно решив исследовательские задачи.
Ставка была сделана и на родителей. Встречаясь с ними на родительском собрании и индивидуально, обратила внимание на заинтересованность взрослых. Если в конце четвертого класса, когда детям раздали учебники, многие возмущались содержанием, казалось что задания очень простые, то уже после двух месяцев отношение изменилось. Предлагаемые задачи учебника решали всем миром: родители пытались навязать детям громоздкие алгебраические решения, опираясь на неизученный материал. Разбирая эти задачи в классе, дети восхищались красотой и простотой арифметических решений, полюбили «говорящие» схемы и чертежи, и постепенно родители вместо роли консультанта получили роль слушателя. Одна из мам мне рассказала, что при решении задачи-исследования (№ 276 учебника) «Постройте окружность и проведите её диаметр АВ. Постройте угол АСВ с вершиной С, лежащей на окружности. Каким (острым, прямым или тупым) является этот угол? Постройте и измерьте ещё два угла с вершинами на окружности, «опирающиеся» на диаметр. Какой вывод можно сделать?» её дочь разговаривала и спорила сама с собой, у неё каждый раз получался прямой угол. Девочка дополнительно построила ещё несколько углов и уже не сомневалась в своём решении. Мама лишь вздохнула, сказав, что она в своё время это узнала, когда готовилась в институт. А так бойко ответить на вопрос 13, как её дочь, она уже и не сможет. (Авторы учебника предложили детям задачу из зоны ближайшего развития, расширив при этом терминологическую речь школьников).
На изучение главы отводилось 7 часов, пятиклассники были предупреждены о дне, когда будет проводиться зачёт. Им не давала покоя мысль, как за один урок учитель может опросить каждого по такому большому количеству вопросов. Все ждали традиционного письменного опроса. Я же утверждала, что буду опрашивать устно.
И вот долгожданный день настал. Объявляю, что за зачёт каждый ученик получит две оценки. Для этого класс разделила на две группы (например, правая и левая части класса). Первая группа будет работать 18 минут с учителем устно, вторая в это время выполнит письменные задания по теме. (Их количество избыточно, детям нужно выполнить как можно больше. Каждому предстояло предварительно оценить задание и время на его оформление, и выбрать самую оптимальную траекторию движения.) Затем в течение 2 минут учитель объявит оценки за устный опрос по количеству набранных баллов. И по аналогии будет работать с другой группой. Инструктаж проведён, можно начинать.
Задаю вопрос. Лес урок. При выборе учеников стараюсь рассредоточить их по степени трудности вопросов. Темп очень высокий. Оказалось, что многие середнячки, кто выполнял указания учителя, но особой активности на уроках не проявлял, настолько хорошо подготовились к зачету, что некоторые не выдерживали конкуренции. В основном отличники, что на рабочих уроках не спеша отвечали на те же вопросы, или троечники, в надежде опять «отсидеться». Сейчас были все как на ладони, готовность каждого фиксировалась рукой, требовалась лаконичная формулировка и собранность. Совсем еще малыши, они внимательно слушали друг друга, находили ошибки, уточняли ответы, приводили различные определения одного и того же понятия, подсматривать в учебник было бесполезно, да, наверное и стыдно. Многие вопросы рождались экспромтом. Каскад вопросов учителя высекал каскад неожиданных, нешаблонных ответов школьников. И только учителю ясно, что открытие ученика подготовлено в великой тайне от него – последовательностью всей предыдущей работы на уроке. Это как фокус в цирке, только учитель совершает его через ученика.
Опрос окончен. Все притихли. Не слышно даже, как дышат. Ждут оценок. Я с этими ребятишками проводила такой зачёт первый раз. Были, конечно, и неправильные ответы, здесь выручали контрпримеры. А были и такие «перлы», что дух захватывало (как алгоритм измерения угла с помощью транспортира Игнатьевой Софьи или алгоритм построения угла заданной величины в редакции Васильева Николая из 5Г). А какая огромная сверхзадача такого урока: крепнет уверенность ребёнка в своих силах, творческих способностях, растёт авторитет его в глазах одноклассников, создаётся атмосфера успеха и радости. Оценила ответы, особенно выделив тех, кто впервые раскрылся в этот день. Это было неожиданно не только для меня, но для одноклассников, классных дам, которые посещают многие уроки класса, и наверное, для самого ребёнка. Таких оказалось в каждом классе не так много, им я поставила по две пятёрки. Приятно удивили некоторые троечники, которые на выпадавшие им вопросы давали безупречно верные ответы. Отметила, что некоторые отличники, сумев по баллам заработать «5», проиграли сами себе. Ведь обычно они блистали на уроке.
Забавно, но слух про зачёт пополз по гимназии и присутствовавшая на первом уроке классная дама посоветовала своей коллеге из параллельного класса обязательно пойти на математику. «Ты увидишь детей по-новому», – сказала она. А после зачёта в другом пятом классе мне рассказали как один мальчик, скакал потом на перемене по коридору от радости. На уроке был его бенефис, а ведь ещё три дня назад психолог гимназии подходила ко мне и спрашивала, как я могу охарактеризовать Кузнецова Кирилла из 5А. Скован, стеснителен, к урокам готовится относительно неплохо, ожидаемая оценка за полугодие «4». Родители мальчика очень переживали из-за высокой тревожности сына.
Наивысшую радость и удовлетворение дети испытывают от работы, позволяющей им открывать себя: свои способности, возможности. Их глазки загораются, когда их учат чему-то значительному, важному для жизни вообще, а не для получения отметки. Я уверена, что импровизация возможна тогда, когда учитель, изучив методическую, психологическую, педагогическую литературу, уже сформировал свою систему преподавания. Тогда получается урок. Именно урок, на котором ребята приобретут не только какие-то специальные знания, но и будет проведена огромная работа по раскрытию их способностей. И конечно, за основу брать принцип, о котором писал известный психолог Л.С. Выготский. Он считал, что обучение должно подталкивать, вести за собой развитие ученика, несколько опережать его и прокладывать дорогу. Задания, которые рассматриваются на уроке, может быть, не совсем соответствуют уровню развития умственных способностей всех детей класса, но лежат в зоне их ближайшего развития, т.е. даются как бы на вырост, цель их состоит в том, чтобы пробудить в ребёнке новые творческие силы, о которых он ранее не подозревал.
Касьянова Г.Е.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 11:12

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Касьянова Г.Е. » 06 фев 2012, 09:30

Изучение математики в школе направлено на достижение целей интеллектуального развития обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических задач.
Очевидно, что логические умения являются важнейшим компонентом мыслительной деятельности, так как одной из существенных характеристик мышления является то, что это – логически организованный поисковый процесс, сосредоточенный на разрешаемой проблеме.
Учителя озабочены тем, как учить школьников результативно? Какие методы, средства и технологии нужно использовать, чтобы развивать у обучающихся память, внимание, речь, мышление и повысить обучаемость детей, развивать их творческие возможности.
Ключевым компонентом методического обеспечения являются программы и учебные комплексы. В МАОУ «Гимназия № 1» г. Стерлитамака Республики Башкортостан с 2011-2012 учебного года преподавание математики в 5-х классах осуществляется по учебно-методическому комплекту «Математика. Арифметика. Геометрия» линии УМК «Сферы», которое соответствует новым образовательным стандартам. (Проект «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» – российской школе») Авторским коллективом данного УМК (Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова и др.) явно выдвигается задача формирования интеллектуальной восприимчивости, гибкости и независимости мышления.
Принципиальными особенностями проекта «Сферы» являются:
• наличие целостного пакета пособий (на бумажных и электронных носителях), обеспечивающего комплексность и преемственность обучения;
• единство навигационной системы: единый дидактический, информационный и дизайнерский подход к представлению учебного материала;
• современные технологии обучения.
Но для эффективного формирования и развития общеучебных умений одних учебников, даже самых прекрасных, недостаточно. Очень многое зависит от учителя: его выбора способа подачи материала и организации деятельности школьников на уроке. Известный учитель математики и методист А.А. Окунев поиск и выбор способа ведения урока связывает с работой по формированию умений наблюдать, анализировать, обобщать, конкретизировать, строить гипотезы, делать выводы, задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения, оперировать не только маленькими порциями учебного материала, но и знаниями, полученными при изучении темы целиком. Известно, что между знаниями и умениями существует непосредственная связь: невозможно добиться глубины и прочности знаний, если не заниматься формированием умений.
Касьянова Г.Е.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 11:12

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Тазетдинова » 06 фев 2012, 03:35

Alfiy писала:
Поэтому в своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:
• Личностно-ориентированная технология обучения
• Технология уровневой дифференциации
• Проблемное обучение
• Исследовательские методы в обучении
• Игровые технологии
• Тестовые технологии
• Зачетная система
• Групповая технология
• Технология модульного обучения
• Информационно-коммуникационные технологии
• Здоровьесберегающие технологии

Хочу заметить, что перечисленные технологии были всегда. Только одни учителя пользовались ими, а другие нет.
И когда я сама училась в школе (30 лет назад), мне и моим одноклассникам запоминались именно такие уроки.
Тазетдинова
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 13 янв 2012, 04:34

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Фирузя » 05 фев 2012, 17:58

Фирузя.
К сожалению, многие учителя считают, что общеучебные умения и навыки обучающиеся приобретают как бы автоматически в процессе обучения. Это ошибочная точка зрения. Ученик действительно в своей учебной работе перерабатывает те образцы деятельности, которые демонстрирует и задаёт ему учитель. Учитель, как правило, не выясняет методы работы школьника, контролирует лишь его результаты. Вот и образуются у учащихся всякие нерациональные приёмы учебной работы, которые потом в самостоятельной жизни могут принести много неприятностей.
Фирузя
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 31 янв 2012, 17:52
Откуда: РБ,Стерлитамакский район,с.Новофёдоровское

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Ризванова Гульфия » 05 фев 2012, 15:57

Я работаю в средних классах преподаю физику и математику.Поэтому есть возможность удачно интегрировать эти предметы.Знаю,что учащиеся прошли на данный момент, например по математике, и как эти знания применить на физике.Самое главное, по-моему, научить обучающихся самим добывать знания, доходить до сути.Для этого,они должны уметь работать со справочниками,перерабатывать информацию.А учитель на каждом уроке должен создавать условия для того, чтобы ученик почувствовал радость от небольшого открытия.
Ризванова Гульфия
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 04:52

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Ризванова Гульфия » 05 фев 2012, 15:41

Я согласна с предыдущими высказываниями.Считаю, что необходимо больше проводить интегрированные уроки.
Ризванова Гульфия
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 04:52

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение Ризванова Гульфия » 05 фев 2012, 15:31

Прочитала предыдущие сообщения.Я тоже считаю, пора научить учащихся самим добывать знания и применять эти знания при решении любых задач, будь то физические, химические...С каких пор говорим о межпредметной связи, а ожидаемых результатов пока нет.Моя первая специальность- учитель начальных классов, потом учитель математики.До сих пор не могу найти причины: почему после начальной школы, учащиеся переходя в средние классы не умеют применять полученные знания.Ведь первое знакомство со многими математическими терминами, первоначальные сведения о геометрических фигурах уже даются.Например, в 7 классе по геометрии понятие площади, периметра прямоугольника, квадрата начинаешь вводить, учащиеся воспринимают как что-то новое.
Ризванова Гульфия
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 04:52

Re: Особенности формирование учебных и общеучебных умений на

Сообщение slobodina_mv » 05 фев 2012, 14:19

C введением новых стандартов образования, тема об особенностях формирования учебных и общеучебных умений становится еще более актуальной. Всегда главной задачей ставлю-заинтересовать обучающихся предметом, вовлечь в процесс получения новых знаний . Хорошо работать с текстом учебника-выделять главное, составлять схемы. алгоритмы, придумывать свой способ запоминания формул и сложных таблиц (например, таблицу значений тригонометрических функций.) Разнообразные формы проведения уроков в течении недели дают хорошую мотивацию обучающемуся. Использование ИКТ на уроках становится нормой. Постоянное участие в заочных и дистанционных олимпиадах, участие в НПК. Ежеурочная минутка-шутка(давайте начертим геометрические фигуры с любовью к геометрии) всегда повышают рейтинг предмета. Учитель-математик всегда должен быть в курсе всех событий и открытий не только в мире математики, но и в других областях. На вопрос старшеклассников-для чего мы изучаем логарифмы-предлагаю обучающимся подготовить сообщение :"Логарифмы в микробиологии" и т.п. Хотим в июне организовать летний математический лагерь в школе.Успехов всем коллегам и творческих побед.
slobodina_mv
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 05 фев 2012, 13:38

След.

Вернуться в Математика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron