Раиль Равилович » 24 янв 2012, 09:07
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из факторов, определяющих современное общество и современную школу в частности. Мы неуклонно движемся к построению информационного общества, где решающую роль играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания, факторы, определяющие уровень развития общества и его дальнейшее развитие. Поэтому особую актуальность приобретают следующие задачи, направленные на подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества:
формирование умения и навыков работы с большими объемами информации, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность;
формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ;
развитие умения находить связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены;
развитие коммуникабельности, навыков публичных выступлений.
Одним из наиболее перспективных вариантов решения очерченного класса задач на уровне общего среднего образования является создание единого информационного пространства школы. Сейчас трудно найти однозначное определение, характеризующее это понятие. Интуитивно мы можем трактовать его как совокупность следующих компонентов:
информационные ресурсы, содержащие данные, зафиксированные на соответствующих носителях информации и доступные определенному кругу лиц;
система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
средства информационного взаимодействия учащихся, работников школ и родителей, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.
Поэтому этот процесс можно представить как сочетание двух взаимопроникающих и взаимодополняющих элементов: создание информационного пространства школы и формирование информационной компетентности администрации, учителей, учащихся и родителей.
На сегодняшний день коллектив нашей школы вплотную подошел к решению этой задачи.
Компьютеры стали не только средством для изучения предмета «Информатика и ИКТ», но и инструментом при изучении всех остальных предметов. Компьютерная грамотность каждого учителя стала естественной потребностью. Для того чтобы каждый учитель имел возможность использовать современные технологии в практике своей работы, нам пришлось создать для этого определенные условия, т.е. решить несколько очень важных задач.
обучить учителей школы основам компьютерной грамотности;
обеспечить возможность использования компьютерной техники на уроках каждому учителю;
приобрести необходимое программное обеспечение.
Решение первой задачи осуществлялось в тесном контакте с ИРО РБ. Материалы для обучающихся были представлены как в форме традиционного учебно-методического комплекта, так и в электронной форме. Обучение слушателей проходило в различных формах: очной – с проведением лекций и выполнением заданий в учебном классе, очно-заочной – с проведением лекций и домашним выполнением заданий и в форме экстерната – слушатели самостоятельно осваивали программу, посещали консультации, выполняли творческую работу и сдавали экзамен работникам ИРО РБ.
В результате этой работы за последние годы на базе школы было проведено обучение учителей школы с выдачей документов ИРО РБ по программам: «Современные информационные технологии (базовый курс -72 часа)» —10 человек, «Intel —обучение для будущего (40 часов)» - 10 человек, «Информационные технологии в деятельности учителя предметника (72 часа)» - 8 человек. Более 90% учителей школы по тем или иным программам овладели компьютерной грамотностью и применяют свои знания на практике. Все работы, созданные учителями в процессе обучения, были помещены в базу данных института и выставлены в Интернет, что способствовало активизации слушателей. Кроме того, по каждой из этих работ были проведены практические занятия: уроки, классные часы, кружковые занятия, внеклассные мероприятия. Некоторые из учителей одновременно руководили проектной работой учащихся и участвовали в районных и областных конкурсах вместе со своими учениками, получив высокую оценку и моральное удовлетворение.
В настоящее время в школе имеется два компьютерных класса, пять мультимедийных проекторов. Для проведения занятий учителями по своим предметам, в учительской вывешивается расписание свободного времени в компьютерном классе. Они могут заранее составить график своих уроков, получить консультации и установить необходимое программное обеспечение. Кроме того, очень часто учителям для проведения своих уроков требуется лишь мультимедийное оборудование для демонстрации необходимой информации на экран. С этой целью в школе оборудовано несколько классов, где установлены мультимедийные проекторы. И, наконец, наличие в школе ноутбука и переносного проектора позволяет проводить такие уроки в любом классе. Сейчас почти каждый учитель имеет возможность провести некоторые уроки с использованием компьютерных технологий.
В настоящее время имеется большой выбор программного обеспечения по всем предметам. Но, несмотря на это, учитель не всегда удовлетворен их содержанием и качеством. Поэтому у него появляется желание самому создать такой программный продукт, который был бы нужен ему на данном уроке для достижения поставленных целей, причем с наименьшими затратами времени и наиболее простым способом. Подготовка презентаций к уроку, создание тестов в компьютерном виде с помощью программ шаблонов становится доступным каждому учителю. Так «Генератор заданий по математике» и «Конструктор тестов» всегда помогут быстро и качественно подготовиться к уроку. Кроме того, учитель всегда может привлечь учеников для этой работы, что будет способствовать еще лучшему усвоению знаний учащимися. Большую роль в этой работе играет наличие свободного доступа в Интернет. Там можно найти материал для создания презентации к уроку, набор готовых заданий, тестов и даже полные конспекты уроков. Многие учителя активно используют эти возможности.
В школе создана локальная компьютерная сеть с выделенным сервером и выходом, как учебный, так и в административный кабинеты. Появилась возможность выхода в интернет из любого класса, возможность хранения и использования всеми участниками образовательного процесса больших объемов информации. С днем учителя в этом году школу поздравил глава муниципального образования «Приморский район», используя интерактивную видеоконференцию.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что в настоящее время в нашей школах имеется широкие возможности для использования учителями предметниками современных информационных технологий как в учебных целях по всем предметам, так и во внеклассной работе. Появилась возможность создания единого информационного пространства школы.
Для решения этой задачи в полном объеме необходимо увеличить количество техники, прежде всего, компьютеров и проекторов, чтобы они были в каждом классе, а также принять участие в этой работе каждому члену коллектива.