Проектирование современного урока в начальной ...

Модераторы: Э.А.Ижбулатова, Рахматуллина Ш.М.

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Светлана Якушева » 30 янв 2016, 15:52

Якушева Светлана Сергеевна,
Даутова Гульназ Салаватовна,
учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Ишимбай
Урок ОРКСЭ имеет межпредметную связь с предметами: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, музыка. В подготовке к уроку участвуют сами ученики: находят музыку, притчи, репродукции картин. Мы всегда ищем в содержании темы перекличку с каким-либо художественным произведением русских и зарубежных писателей, поэтов. Организация поисковой деятельности учащимися заложена в концепции ФГОС, поэтому нагрузка по подготовке урока ОРКСЭ возрастает. Несомненно, учитель ОРКСЭ должен быть разносторонне развит, много читать и изучать дополнительную литературу по тематике уроков. На занятиях с детьми учитель не должен давать готовых ответов, побуждая обучающихся самим находить интересующую информацию. Считаем, что на уроках обязательно должен использоваться продуктивный метод: дети рисуют, строят схему, модель, заполняют таблицы, показывают сценку и т.п. Сведение урока к простому чтению и пересказу недопустимо.
Учителю ОРКСЭ, по нашему мнению, необходимо быть эрудитом, неутомимым искателем, вдумчивым читателем и владеть теми компетенциями, которые возбудят в ученике познавательную жажду, стремление к работе, к сотрудничеству и созиданию собственных продуктов.
Светлана Якушева
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 янв 2016, 15:36

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение планета » 29 янв 2016, 15:36

Современный урок ОРКСЭ
Гареева Венера Руфкатовна
РБ, Ишимбайский район
МБОУ СОШ им.Гиззатуллина
с.Нижнеарметово

В 2012 году во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента РФ вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее: ОРКСЭ), включающий 6 модулей: «Основы православной культуры»; «Основы исламской культуры»; «Основы буддийской культуры»; «Основы иудейской культуры»; «Основы мировых религиозных культур»; «Основы светской этики». С согласия ученика и по выбору его родителей (законных представителей) изучается один из указанных модулей в объеме 34 часов учебного времени.
Перед учителем данного курса встал вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним .Как заинтересовать детей? Как развить у обучающихся познавательный интерес к предмету?
Этому может способствовать применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы и методов обучения. Они способствуют формированию умения принимать решения и решать проблемы, формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.
Перечислю активные формы работы и методы обучения, которые мы используем в учебном процессе.
Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ:
• дискуссии (дебаты, диспуты)
• эвристические беседы
• учебные и социальные проекты
• уроки-экскурсии
• деловые и ролевые игры
• различные викторины
• конкурсы
• творческие мастерские
Методы обучения:
• Метод моральных дилемм и дискуссий
• Эвристические методы
• Проектирование
• Исследовательский метод
Активные формы учебной работы:
• Взаимные вопросы и задания для групп
• Взаимообъяснение
• Беседа эвристического характера
• Интервью
• Составление словаря терминов и понятий
• Составление галереи образов
• Работа с притчами

Групповая работа
Обучающиеся приходят на урок из разных классов, поэтому педагогу следует познакомить их, сплотить. С этой целью часто используем на уроках групповую работу. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником. При групповой организации учебной деятельности младших школьников применяем игровые методики. Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня знаний, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.
• Творческие мастерские
• Взаимные вопросы и задания группам
• Практические работы, деловые игры
• Взаимообъяснение
• Интервью
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Проектирование
Большое внимание при изучении курса уделяем проектированию, особому виду деятельности, в результате которого обучающиеся создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Темы проектов:
• «Моя малая родина»
• «Мой дом. Моя семья»
Коллективные проекты:
• «Добрый человек»
• «Милосердные поступки»
• «Мои добрые дела»
• «Мой лучший друг»
• «Семейные традиции»
Надо отметить, что активно включаются в работу над проектами и родители обучающихся. Каждый обучающийся за защиту проекта получает благодарность.
Драматизация (театрализация)
Эта форма организации учебной деятельности близка к игре и обладает большой привлекательностью для младших школьников, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизацию включаем в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, инсценируем притчи.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.
Составление словаря понятий и терминов
Безусловно, мы уделяем большое внимание составлению словаря понятий и терминов. Эта работа способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого
Работа с литературными произведениями
Уделяем особое внимание работе с притчами. Систематическая работа с притчами работа поможет учителю воспитать у обучающихся нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
Составление Галереи образов
Работа по составлению галереи образов направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне, на формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов становится самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
Использование активных форм и методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России.
планета
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 29 янв 2016, 05:35

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение планета » 29 янв 2016, 14:53

Ханнанова Минегуль Маратовна, МБОУ СОШ села Кинзебулатово МР Ишимбайский район
Начиная с 1 сентября 2012 года, в качестве нового предмета во всех школах был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», что на сегодняшний день представляет особую ценность.
Целью введения курса является формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В качестве методологического принципа разработки данного курса выбраны три подхода: 1)культурологический подход, который способствует формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и учитывает уже имеющийся круг знаний учащихся, полученных в начальной школе; 2) коммуникативный подход, который подразумевает взаимодействие, сотрудничество, т.е. согласованные совместные усилия для достижения общих целей; 3) аксиологический или ценностный подход.
Курс интегрирован с такими предметами, как окружающий мир, литература, изобразительное искусство, музыка, родная литература. Для себя, как учитель в преподавании этого курса считаю важным не только организовать на уроке познавательную деятельность и активность, но также создать благоприятную эмоционально комфортную атмосферу, среду принятия и дружелюбия, в которой бы каждый ребенок мог бы участвовать в свободном диалоге, высказаться, раскрыть свой творческий потенциал. Практически каждый вопрос, изучаемый на уроке, рассматривается учащимися с точки зрения своего личного опыта. При таком подходе очень важно организовать учащихся в различных видах коллективной деятельности. Т.е. создать такие условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, вовлекать в процесс познания каждого учащегося, используя его индивидуальный опыт, развивая его интеллектуальные и коммуникативные способности.
В нашей школе представлен модуль «Основы Исламской культуры». Я думаю, в выборе родителями данного модуля сказывается в первую очередь то, что село башкирское, преобладающее большинство детей из башкирских семей, есть представители татарской, узбекской, таджикской национальностей. С первого года обучения родители отнеслись с пониманием, противников введения не было. Все возникающие вопросы обсуждались на родительских собраниях.
Анкетирование по итогам первого года обучения курса ОРКСЭ, вопросы, задаваемые на родительских собраниях показало, что родители довольны введением данного курса. По их мнению, дети тщательнее стали анализировать свои поступки и поступки других людей, яснее выражать свое мнение, стали уважительнее относиться к традициям своего народа. Родители также отмечают, что и сами вместе с детьми с удовольствием изучают предлагаемый материал, вместе обсуждают темы: «Сотворение добра, отношение к старшим», «Дружба и гостеприимство». По их мнению, учебник написан на понятном, доступном языке. Обсуждая традиции и обычаи своей семьи, дети учатся понимать семейные ценности, которые лежат в основе нравственности всего общества. Во времена, когда смешанные браки – это обычное явление, дети, зная и понимая духовные богатства своей религии, будут лучше понимать и с уважением относиться к людям другой веры, нравственным принципам других религий. Что очень важно в нашей многонациональной республике.
.
планета
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 29 янв 2016, 05:35

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Цикунова Д. Т. » 29 янв 2016, 09:05

Цикунова Динара Тагировна, Динишева Альбина Ульфатовна
МБОУ гимназия № 1,г. Ишимбай

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотели бы поделиться своими впечатлениями о прохождении КУК ОРКСЭ. Опыта работа по данному курсу у нас нет,предстоит вести данный предмет на следующий год. Курсы помогли нам во многом разобраться, ведь в начале у нас возникло много вопросов, но постепенно все встало на свои места.
Начальная школа является тем звеном, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать любовь к Отечеству, своему народу, его языку, природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам. Именно поэтому мы считаем введение школьного курса ОРКСЭ в начальной школе своевременным и целесообразным. Данный курс несет в себе большой воспитательный потенциал. Он открывает позитивные возможности развития личностных, предметных и метапредметных компетенций каждого ребенка.
К сожалению, в последнее время в представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности отходят на второй план, все большую значимость приобретают материальные ценности. И курс Основ религиозных культур и светской этики в данном случае может способствовать существенному воздействию на становление личности ребенка, его духовное и нравственное развитие. Нужно быть очень осторожным: данный курс является культурологическим, он ни в коем случае не требует ни исповедания, ни приобщения учащихся к православной либо иной вере. Этот курс ни в коей мере не требует исполнения религиозных обрядов, но при этом допускает ознакомление учащихся с обрядами и другими важнейшими составляющими религиозной культуры. Происходит это через рассказ, книгу, показ той или иной святыни, просмотр видеофильма и пр.
Учителям необходимо вести большую разъяснительную работу с родителями. Родителям нужно объяснить, что любой модуль данного курса носит чисто культурологический характер и нацелен на привитие детям любви к старшим, чувства ответственности за свои поступки, стремления помогать нуждающимся, а также правил поведения в обществе.
Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться.
Материал данного курса необходимо рассматривать не как учебный материал, а как инструмент формирования нравственного облика ребёнка, воспитания в нём человечности. И поэтому ученик должен приходить на занятие не боясь того, что он ошибся при выполнении заданий. На уроке дети должны смело высказывать свои мысли, спорить, отстаивать свою точку зрения, может даже в чём-то ошибаться, а через определённый промежуток времени признавать свои ошибки, т.е. на уроке ребята должны быть раскрепощены. Материал должен заинтересовать ребенка, побудить к деятельности, поиску и выбору решений, самостоятельности. Оценка для ученика - доброжелательные и нужные для ребенка слова учителя или сверстников в конце или по ходу занятия.
На наш взгляд, курс ОРКСЭ, является очень интересным и полезным как для младших школьников, так и для родителей, и для учителей.
Цикунова Д. Т.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 янв 2016, 07:30

о преподавании ОРКСЭ

Сообщение Куликова И.А. » 29 янв 2016, 06:43

Стрижкова Варвара Михайловна Сош № 19 г.Ишимбай
Куликова Ирина Александровна,
учитель начальных классов, учитель ОРКСЭ модуль " Светская этика"МБОУ ЛИЦЕЙ № 12 г.Ишимбай

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Учебный курс имеет культурологическую направленность. Предмет включает в себя 6 модулей. Модуль для изучения выбирается родителями. На основе заявлений родителей формируются учебные группы по модулям в каждом классе. В нашем лицее в этом учебном году сформировались 3 группы. Это: 4 А класс - модуль " Основы светской этики" , 4 Б - 19 человек модуль " Основы светской этики" и 11 человек модуль " Основы мировых религий".
Учебный курс «Основы светской этики» , автор издательство «Просвещение» 4-5 класс,2010 год
На уроках " Светской этики" организуются следующие формы работы: взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, составление словаря терминов и понятий, составление галереи образов, использование информационно-коммуникационных технологий. Работу на уроке я строю в соответствии с учебником. Вместе с детьми определяем проблему урока, вспоминаем, что знаем, учимся открывать новые знания, сравниваем свой вывод с авторским, применяем новые знания на жизненных примерах.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. На начальном этапе обучения в представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные вытеснялись материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладали узколичные. Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это плохо», «это весело». Дети проще всего могли объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», и труднее, «милосердие», «мудрость», «долг». Теперь в отношении дружбы в ответах начинают дифференцироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «когда общаешься часто с кем-то и веришь ему». Зло толкуется с точки зрения причинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких», т.е. сохраняется связь с конкретным действием. Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной оценкой.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты реализовываются как индивидуальные, так и коллективные. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в форме творческой деятельности.
Куликова И.А.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 янв 2016, 06:39

Re: Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение Альфия Юзаева » 28 янв 2016, 17:18

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.


Опираясь на собственный пятилетний опыт моделирования современного урока в начальной школе на основе техник самостоятельного учения, мы делаем следующие педагогические выводы:
1. Создаётся совершенно другая среда на уроке, отличная от традиционного урока.
2. Повышается плотность урока. Увеличивается объём выполняемых заданий.
3. Практически реализуются идеи дифференциации и индивидуализации обучения.
4. Дети умеют самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, учатся общению друг с другом, так как создаются условия для развития рефлексии- способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью.
Альфия Юзаева
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 28 янв 2016, 16:42

Проектирование современного урока в начальной ...

Сообщение admin » 29 дек 2015, 05:13

Проектирование современного урока в начальной общеобразовательной школе сквозь призму реализации требований ФГОС НОО: лучшие практики учителей.

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам обсудить проектирование современного урока в начальной общеобразовательной школе сквозь призму реализации требований ФГОС НОО
admin
Администратор
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56

Пред.

Вернуться в Сообщество учителей начального образования

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron