Важнейшим профессиональным инструментом педагогической деятельности является общение.
Речевое общение – одно из основных средств воспитания и развития обучающихся. Много мудрых советов относительно речевого общения педагога дал выдающийся педагог-новатор В.А.Сухомлинский. Речевую культуру педагога он называл «зеркалом его духовной культуры» и требовал от педагога мастерского владения словом: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным».
Культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного педагога.
Речь является как средством преподавания, так и средством учения. Речь преподавателя формирует речевую культуру обучающихся и служит для них образцом.
Посредством речи педагог передает определенную информацию, развивает и обогащает интеллект обучающихся, побуждает детей к деятельности на основе полученных знаний, управляет вниманием обучающихся, образует мир их представлений и понятий.
Именно через речь педагог сообщает свое настроение, характер, интеллект, волю, свое отношение к обучающимся, к преподаваемому предмету, так же через речь выражает свои мысли и чувства.
Обучающиеся запоминают прежде всего мысли и настроение преподавателя, но в памяти откладывается лишь та речь, которая обладает логичностью и точностью, грамматической правильностью, оригинальностью, уместностью и экономичностью.
Качество усвоения знаний обучающимися зависит от точности формируемых педагогом предложений, понятий.
В современной школе различают три типа языковых культур педагога:
а) носители элитарной речевой культуры.
б) представители «среднелитературной» культуры.
в) педагоги с литературно-разговорным типом речевого поведения.
Педагоги «первого типа» владеют всей функционально-стилевой системой литературного языка, и каждый стиль используют в соответствии с ситуацией. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении. Они соблюдают все этические нормы, в частности, нормы национального русского этикета, требующие разграничения ты - и вы - общения. (Ты - общение используется только в неофициальной обстановке; никогда не допускается одностороннее ты - общение).
Языком они пользуются творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет заштампованности, а в разговорной речи – стремления к книжности.
Речевое поведение носителей «среднелитературной» языковой культуры отражает низкий уровень их общей культуры (невозможность творческого использования крылатых выражений, художественных образцов классической литературы, незнание литературных норм произношения, бедность речи), характеризуется монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности; отсутствием жестикуляции, которое, как правило, не ведет к контакту; незнанием цитат из художественных произведений (для учителя литературы); неправильной постановкой ударений; скупостью на синонимы, сравнения, эпитеты и т.д.
Далекой от норм публичной речи является речь представителей «третьего типа». Педагоги с литературно-разговорным типом речевого поведения стараются, подражая молодежной речевой культуре, а частично и некоторым сленговым оборотам и выражениям, преподавать материал. Однако такое поведение недопустимо. Педагог должен являться для обучающегося образцом для подражания, примером как в культурном, так и в речевом плане.
Педагог - человек, который воспитывает в ребенке понятие о культуре, в том числе, о культуре общения. Поэтому к речи педагога предъявляются такие высокие требования, а именно:
- содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);
- грамотность речи и лексическое богатство;
- логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);
- техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);
- интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (наибольшей образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные представления. Педагогу необходимо научиться говорить так, чтобы обучающиеся как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);
- уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);
- литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету.
- важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).
Существуют правила речевой культуры педагога:
- педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения;
- педагог должен говорить внятно;
- педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту;
- для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна;
- педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного;
- мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки;
Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово. Далее, предлагаем интересные высказывания ученых-философов о недостатках речи и речевой культуре людей;
Не допускайте того, чтобы через ваши речевые недостатки собеседник нарисовал ложную картину ваших способностей. Заставьте вашу речь работать на вас!
Ф. Снелл
Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает.
Наполеон
Наверное, можно скрыть свое происхождение, образование и прочее, но большинству людей это не удается – их выдает речь.
Д.Р. Паркинсон в книге «Люди сделают так, как захотите вы»
Не та речь хороша, что убеждает, а та, что объединяет.
Л. Толстой
Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять
Квинтиллион, римский учитель красноречия
Л. Н. Толстой
Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их.
А. П. Чехов
Список литературы:
1.Ухова Л.В. Модели описания языковой личности: теоретический аспект.// Актуальные процессы современной социальной и массовой коммуникации./Сборник научных трудов. – Яр, 2008.
2. Емельянова М.В., Журлова И.В., Савенко Т.Н. Основы педагогического мастерства: Курс лекций для студентов дневного и заочного отделений педагогического университета. – Мозырь: УО «МГПУ», 2005. – 150с.
3.
www.menobr.ru