Лейсан Ревилевна » 02 апр 2012, 18:01
Ахмадуллина Лейсан Ревилевна, учитель начальных классов МБОУ-Гимназия с.Чекмагуш, стаж работы 13 лет.
Инновационный педагогический проект - "Система работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста" В последние годы рост интереса к проблеме одарённости приобрел характер устойчивой тенденции.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Поэтому учитель начальных классов должен создавать условия и помочь раскрыться задаткам и способностям.
Характерными особенностями детской одарённости являются: раннее проявление значительных задатков к той или иной деятельности, высокие интеллектуальные результаты и перспективы их достижения.
Проблема развития одарённых обучающихся на начальных этапах образования еще не получила достаточно широкого освещения в педагогической науке и образовательной практике, что обусловливает актуальность проведения исследований, направленных на определение организационно-педагогических основ обучения, развития и поддержки одарённых обучающихся. Важную роль при выборе данного проекта сыграло и то, что наша гимназия является экспериментальной площадкой. К ожидаемым результатам проекта можно отнести формирование системы работы с одарёнными детьми, разработку и реализацию программ поддержки и развития одарённых детей, систем диагностик для выявления и отслеживания типов одарённости, обобщение и систематизация результатов педагогической практики, пропаганда и распространение опыта работы. Критериями оценки эффективности реализации проекта станут самоактуализированность личности, удовлетворённость обучающихся и родителей жизнедеятельностью детей в школе, конкурентноспособность одарённых обучающихся.
С целью развития детей с художественно-эстетической одарённостью обратилась к педагогам дополнительного образования. Обучающиеся коммуникативного типа одарённости стали ядром ученического самоуправления в классе. Формой реалистического отслеживания достижений ученика является портфолио. Вести портфолио своих учеников я начала с 1 класса. Ученики сами наполняют его. Для диагностики развития обучающихся была подобрана методика определения умственного развития. Диагностика проводилась в контрольном и экспериментальном классах, где учатся дети примерно одинакового уровня. В экспериментальном классе благодаря системе целенаправленной работы показатели среднего значения выше.
По активности обучающихся показатели в экспериментальном классе выше чем в контрольном. Согласитесь, это и является подтверждением выдвинутой гипотезы.
В рамках ФГОС с целью организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников стараюсь уроки строить в форме урока-проекта. Эта работа продолжается и во внеурочное время.
Есть результаты и в российских олимпиадах и в муниципальных этапах республиканских олимпиад для обучающихся начальной школы. Дети с изобразительно-художественным типом одарённости участвуют в школьных и районных конкурсах рисунков и поделок, где занимают призовые места. С целью повышения педагогической культуры родителей ежегодно проводила родительские собрания по данной теме. Реализация проекта приведет к совершенствованию работы с одарёнными обучающимися младшего школьного возраста, повышению педагогического мастерства.
Данный проект я могу предложить своим коллегам, так как он содержит конкретные рекомендации по диагностике, намечает перспективы, определяет приоритеты развития, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. Работая с разными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву.