Уважаемые участники форума!
Предложенная тема на Интернет-сайте мне представляется актуальной. Необходимость формировать умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия, – требование времени. Современные УМК по русскому языку и литературе, безусловно, должны способствовать достижению метапредметных результатов.
В своей работе я использую учебники русского языка Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко А.А. и Власенкова А.И, Рыбченковой Л.М. Данные учебники помогают учащимся систематизировать и обобщить полученные знания по русскому языку. Но в соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку в данных учебниках, на мой взгляд, недостаточен материал практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий. В учебнике Грекова В.Ф. в большинстве упражнений формируются учебные действия познавательной направленности. Но нет заданий, которые формируют коммуникативные учебные действия. Поэтому в основном приходится рассчитывать на свой опыт работы.
При формировании УУД я использую различные формы и методы работы. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности учащегося, когда он сам продумывает материал, анализирует, обобщает его, проверяет свои выводы. Также подбираю систему заданий, в ходе выполнения которых учащиеся анализируют ситуацию, высказывают предположения, выслушивают других, находят верный ответ и подводят итоги. Использую и технологию сотрудничества, которая тоже формируют коммуникативные универсальные учебные действия: распределение работы с соседом по парте, выполнение заданий в малой группе, проверки работы друг друга.
Приведу конкретный пример упражнения к теме «Обращение».
1. Из любимых стихотворений Ф.И. Тютчева выпишите 6 предложений с обращениями.
2. Объясните постановку знаков препинания и определите стилистическую функцию обращений в тексте, учитывая способы их выражения.
Перепишите предложения, подчеркните обращения.
Сформулируйте правила постановки знаков препинания при обращениях.
Расскажите о ритмическом обращении, используя примеры найденных предложений.
Произведите синтаксический разбор одного предложения
3. Составьте 3 предложения со словами и словосочетаниями, которые употребляются в функции обращения по правилам русского речевого этикета в форме диалога.
Первое задание формирует регулятивные универсальные учебные действия. Они направлены на организацию своей учебной деятельности. Для
выполнения этого задания учащемуся требуется выполнить ряд действий: поставить цель и планировать пути ее достижения. Нужно найти стихотворения Тютчева Ф.И., работая с текстом, выбрать из стихов предложения с обращениями.
Познавательные универсальные действия связаны со способностью находить и разнообразно перерабатывать информацию, которая происходит с помощью универсальных логических процедур с понятиями: анализ, синтез, сравнение, классификация. В данном случае познавательные УУД формируются при выполнении 2 задания.
Коммуникативные УУД формируются при выполнении 3 задания: умение вести себя в речи со сверстниками и с взрослыми, т. е. уметь строить общение.
Поэтому курсы повышения квалификации, в которых рассматривались задания, направленные на формирование УУД, оказались своевременными и полезными.
Фаизова Л.Р.,
преподаватель ПЛ-63 г.Уфы