Зуля33 » 07 фев 2013, 09:57
Лебедькова Елена, заместитель директора по учебной работе ДДЮТ г. Мелеуз
Критерии одаренности детей дошкольного возраста
Вопрос о необходимости подготовки детей к обучению в школе в последнее время стал очень актуальным. Это обусловлено тем, что современная социальная ситуация демонстрирует невозможность стопроцентной подготовки детей к школе. Многие дети не имеют возможности посещать детские сады, в результате чего наблюдается проблема разноуровневой готовности к школе.
Анкетирование родителей по вопросам готовности детей к обучению в школе, выявило их обеспокоенность дальнейшей «школьной карьерой». Большая часть родителей убеждена, что успеваемость учащихся начальной школы, качество усвоения ими знаний во многом зависит от дошкольной подготовки. Особое внимание родителей занимает вопрос обучения детей грамоте и чтению, что не всегда возможно в дошкольных учреждениях.
Учитывая острую необходимость в дополнительном дошкольном образовании, на базе Дворца детского (юношеского) творчества муниципального района Мелеузовский район РБ мы создали школу раннего развития «Играем, учимся, растем».
Целью дополнительной образовательной программы школы раннего развития стало создание условий для комплексного развития детей, предоставление им возможности в процессе учебно-игровой деятельности реализовать свои познавательные, коммуникативные, эмоционально-игровые и двигательные потребности.
Наша школа стала промежуточным звеном, где дети адаптируются к условиям учебной деятельности, а их родители получают грамотное направляющее воздействие при подготовке ребёнка к школе. Самое главное, педагоги творческого объединения реализуют социальный заказ родителей.
Используя различные методы, формы и приёмы обучения воспитанников, педагоги стараются, чтобы у детей желание учиться не погасло из-за первых же трудностей, а превратилось в волю, к преодолению препятствий, своего неумения, в устойчивый познавательный интерес.
Обучение в школе раннего развития призвано дать единые стартовые возможности для развития одаренности у ребенка.
Сразу возникает множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми ? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.
Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.
Часто за одаренность дошкольника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, быстро считать. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей любящими родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения, такие дети могут проявлять полную беспомощность.
Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Это можно использовать по-разному.
Самый простой путь — попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы (например, грамота, математика, иностранный язык). Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведет только к ускорению умственного развития: ребенок, в пятилетнем возрасте освоивший азы школьной премудрости (а это для одаренного ребенка не так уж трудно), сможет раньше поступить в школу и вполне вероятно, раньше ее окончить, но и только.
Другой путь — не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию. При правильном отборе в группу одаренных попадут дети с ярко выраженной познавательной направленностью и высоким уровнем развития умственных способностей. Но это способности, характерные именно для дошкольного детства, — они проявляются главным образом в области образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Поэтому основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей.
Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Одаренным детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:
• уровень развития способностей;
• высокая степень обучаемости;
• творческие проявления (креативность);
• мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в области одаренности ребенка.
Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.