Марина Глухова писал(а):Дошкольный возраст – уникальный в своём роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сенситивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, при которых у ребёнка складывается картина целостности окружающего мира. Ребёнок ежеминутно осваивает что-то новое, он учится общаться, усваивает навыки, приобщается к нормам поведения. Идёт очень быстрый и непрерывный процесс социализации ребёнка, формируются эмоции, гражданская принадлежность, патриотические чувства. Развивается интеллект, природные способности, обогащается словарный запас, появляются способы самовыражения, первые опыты творчества. Это огромный объём развития и воспитания за довольно короткий срок. То, что упущено в дошкольном возрасте невосполнимо. В.А.Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Присущее детям субъективное эмоциональное восприятие, свободный полёт воображения, обострённую интуицию и творческое начало, данное ему изначально от природы, нельзя потерять. Ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, любопытство рождает интерес, который требует активности познания. Гармония личности ребёнка возможна только при одновременном развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер его психики. Подумайте, насколько одарён от природы маленький ребёнок, если за несколько лет, из «неумехи», который не может ничего сделать самостоятельно, он превращается в думающего, рассуждающего человечка!
Добрый день, уважаемые коллеги!
Как известно, дошкольный возраст - возраст игры. Данные исследований показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских игр оказывают организованные и тщательно продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни. Игровая форма занятий в соответствии со стремлениями дошкольника, например в приобщении к миру музыки, помогает развивать дарование ребенка, а умелое сочетание методов руководства игрой максимально способствует развитию творческой одаренности ребенка. В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей с позиции эмоций, которые вызывают у ребенка интерес к деятельности. Ни в какой другой детской деятельности эмоциональный опыт так успешно не накапливается, как в игре. Кроме того, игра может выступать эффективным средством профилактики и коррекции таких личностных проблем одаренного ребенка, как тревожность и агрессия, а также выступать главнейшим фактором развития детской креативности.
О.М. Дъяченко предложила учитывать в качестве дополнительного фактора, обеспечивающего развитие одаренности, реализацию способностей в конкретных детских деятельностях. Модель развития одаренности была представлена ею в виде трех блоков:
Первый блок - это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности - это познавательная активность, которая носит продуктивный характер и подключена к целостному опыту ребенка.
Второй блок - операционный, характеризуемый через понятие способностей, которые в дошкольном возрасте определяются уровнем наглядного моделирования (познавательные способности) и уровнем развития продуктивного воображения (творческие способности).
Третий - блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и т.д. У дошкольников данный блок характеризуется возможностями проявления собственной субъективности в различных видах детской деятельности.