Психологическое сопровождение...

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Шафигуллина Р.Р. » 09 фев 2013, 09:17

Марина Глухова писал(а):Дошкольный возраст – уникальный в своём роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сенситивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, при которых у ребёнка складывается картина целостности окружающего мира. Ребёнок ежеминутно осваивает что-то новое, он учится общаться, усваивает навыки, приобщается к нормам поведения. Идёт очень быстрый и непрерывный процесс социализации ребёнка, формируются эмоции, гражданская принадлежность, патриотические чувства. Развивается интеллект, природные способности, обогащается словарный запас, появляются способы самовыражения, первые опыты творчества. Это огромный объём развития и воспитания за довольно короткий срок. То, что упущено в дошкольном возрасте невосполнимо. В.А.Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Присущее детям субъективное эмоциональное восприятие, свободный полёт воображения, обострённую интуицию и творческое начало, данное ему изначально от природы, нельзя потерять. Ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, любопытство рождает интерес, который требует активности познания. Гармония личности ребёнка возможна только при одновременном развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер его психики. Подумайте, насколько одарён от природы маленький ребёнок, если за несколько лет, из «неумехи», который не может ничего сделать самостоятельно, он превращается в думающего, рассуждающего человечка!

Добрый день, уважаемые коллеги!
Как известно, дошкольный возраст - возраст игры. Данные исследований показывают, что решающее влияние на обогащение содержания детских игр оказывают организованные и тщательно продуманные взрослыми наблюдения окружающей жизни. Игровая форма занятий в соответствии со стремлениями дошкольника, например в приобщении к миру музыки, помогает развивать дарование ребенка, а умелое сочетание методов руководства игрой максимально способствует развитию творческой одаренности ребенка. В настоящее время доказана тесная взаимосвязь развития способностей с позиции эмоций, которые вызывают у ребенка интерес к деятельности. Ни в какой другой детской деятельности эмоциональный опыт так успешно не накапливается, как в игре. Кроме того, игра может выступать эффективным средством профилактики и коррекции таких личностных проблем одаренного ребенка, как тревожность и агрессия, а также выступать главнейшим фактором развития детской креативности.
О.М. Дъяченко предложила учитывать в качестве дополнительного фактора, обеспечивающего развитие одаренности, реализацию способностей в конкретных детских деятельностях. Модель развития одаренности была представлена ею в виде трех блоков:
Первый блок - это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности - это познавательная активность, которая носит продуктивный характер и подключена к целостному опыту ребенка.
Второй блок - операционный, характеризуемый через понятие способностей, которые в дошкольном возрасте определяются уровнем наглядного моделирования (познавательные способности) и уровнем развития продуктивного воображения (творческие способности).
Третий - блок реализации, который предполагает наличие возможности воплотить в реальность свои достижения, оформить результаты решения и т.д. У дошкольников данный блок характеризуется возможностями проявления собственной субъективности в различных видах детской деятельности.
Шафигуллина Р.Р.
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 14 сен 2012, 08:37

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Марина Глухова » 09 фев 2013, 08:31

Дошкольный возраст – уникальный в своём роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сенситивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, при которых у ребёнка складывается картина целостности окружающего мира. Ребёнок ежеминутно осваивает что-то новое, он учится общаться, усваивает навыки, приобщается к нормам поведения. Идёт очень быстрый и непрерывный процесс социализации ребёнка, формируются эмоции, гражданская принадлежность, патриотические чувства. Развивается интеллект, природные способности, обогащается словарный запас, появляются способы самовыражения, первые опыты творчества. Это огромный объём развития и воспитания за довольно короткий срок. То, что упущено в дошкольном возрасте невосполнимо. В.А.Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Присущее детям субъективное эмоциональное восприятие, свободный полёт воображения, обострённую интуицию и творческое начало, данное ему изначально от природы, нельзя потерять. Ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, любопытство рождает интерес, который требует активности познания. Гармония личности ребёнка возможна только при одновременном развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер его психики. Подумайте, насколько одарён от природы маленький ребёнок, если за несколько лет, из «неумехи», который не может ничего сделать самостоятельно, он превращается в думающего, рассуждающего человечка!
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Марина Глухова » 09 фев 2013, 08:28

Сейчас этот вопрос актуален: общество меняется и меняется "болезненно" т.к. нет хороших экономических устоев, которое определяет путь развития человеческих отношений. Если не хотим серой и мрачной жизни, убогости человеческой души, то мы обязаны находить и поддержать одаренного человечка, чтобы слушать прекрасную музыку, читать и восхищаться силой слога, продвигаться в глобальной сети и т.д.. Нам нужны свои российские гении и таланты это обогащает нас самих, поэтому должна быть сильная программа в поддержку " одаренных детей".
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Марина Глухова » 09 фев 2013, 08:26

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей они наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить его к усидчивости, к труду, к самостоятельному принятию решений. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков.
Для развития своих талантов одаренные дети должны уметь свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствует проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Марина Глухова
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 12:04

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Лариса Файзуллина » 09 фев 2013, 06:50

Я согласна с Татяной Шипаевой вот в этом моменте :" Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры".

Они действительно настолько в речевом плане развиты, что иногда строят такие сложные развёрнутые предложения, что поражаешься. И бывает трудно уловить течение их мысли от начала до конца.
Лариса Файзуллина
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 13:37

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Татьяна Шипаева » 09 фев 2013, 02:19

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Татьяна Шипаева
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 08 фев 2013, 07:07

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Василина » 08 фев 2013, 19:05

Обсуждение данной темы в рамках межрегионального интернет-педсовет не случайно. Для все не секрет, что одним из направлений реализации национальной программы "Наша новая школа" как раз является работа с одаренными детьми, выявление ранней одаренности, диагностика, сопровождение и развитие творческого потенциала таких детей!
Василина
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 14:19

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение каримова римма » 08 фев 2013, 15:40

Марина Глухова писал(а):
каримова римма писал(а):Не будет преувеличением сказать, что потребность в познании является настоящим мотором в развитии способностей. Это связано не только и даже не столько с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, то, что называется расширением кругозора, но еще и с тем, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций - чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон - именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы. Способности ребенка развиваются только в любимой деятельности, а значит, длительные дополнительные занятия, проводимые без желания ребенка, как правило либо бесполезны, либо вредны, т.к. принуждение к деятельности вызывает у ребенка дополнительные отрицательные эмоции по отношению к ней.


Соглашусь с вами. Я думаю не менее важную роль в этом играет и семья ребёнка,она должна постоянно поддерживать и направлять ребёнка.



Есть такое мнение, что при определенном воспитании и особом развитии, даже из малыша, которого признали "умственно отсталым" можно вырастить одаренного ребенка. И такие случаи действительно есть. Только далеко не каждый родитель в состоянии уделить большое количество времени развитию своего ребенка.
каримова римма
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 16:49

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение каримова римма » 08 фев 2013, 15:39

Марина Глухова писал(а):
каримова римма писал(а):Не будет преувеличением сказать, что потребность в познании является настоящим мотором в развитии способностей. Это связано не только и даже не столько с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, то, что называется расширением кругозора, но еще и с тем, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций - чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон - именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы. Способности ребенка развиваются только в любимой деятельности, а значит, длительные дополнительные занятия, проводимые без желания ребенка, как правило либо бесполезны, либо вредны, т.к. принуждение к деятельности вызывает у ребенка дополнительные отрицательные эмоции по отношению к ней.


Соглашусь с вами. Я думаю не менее важную роль в этом играет и семья ребёнка,она должна постоянно поддерживать и направлять ребёнка.




Климат в семье - принципиальная основа для развития познавательной потребности. Одаренные дети, как правило, вырастают в семьях, безусловно интеллигентных, скорее, даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: уже давно выяснено, что у всех здоровых детей генов вполне достаточно на вполне яркие способности. Дело именно в атмосфере в семье, в системе ее основных ценностей. Мы все живем трудно, у всех на уме, как прожить, однако и в этих условиях для одних семей именно потребительские интересы стали главными, а в других семьях у родителей были, есть и будут при любой политической и экономической погоде духовные интересы. Все дело в том, что дети в этих семьях, живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры. Вероятность, что ребенок будет любить чтение, если этого не любит мать, конечно, есть, но очень невысокая. А вот вероятность того, что для ребенка любимым развлечением станет телевизор, если в семье именно он - главный досуг, почти стопроцентная.
каримова римма
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 16:49

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение психолог Гузель » 08 фев 2013, 15:38

"Елена Николаевна писала:
И заниматься развитием креативных способностей необходимо на более профессиональном уровне. Пока идут только попытки, нет достаточной базы и специалистов. Доброе утро, Гузель. Вот на это высказывание я среагировала, про более профессиональный уровень. И говорила о том, что работать над развитием творческого мышления может любой педагог, имеющий образование. Невозможно одной этим заниматься? Можно провести семинар для педагогов, рассказать об актуальности данного направления работы, привлечь их к работе над развитием творческого мышления, креативности. Сейчас, в рамках ФГОС, когда учителям даются дополнительные часы на внеклассную работу, это вполне может возыметь результат.
Я очень хорошо понимаю Ваши эмоции, когда Вы пишите про перегруз, про взваливание на психологов дополнительной работы без оплаты. Не думайте, что это только у вас происходит. Я ловлю себя на мысли, что это уже все прожито, работа нравится, выверен по срокам план на год, который позволяет отвести время на каждое направление деятельности. Многое, конечно, удается за счет опыта - на обработку тестов уходит гораздо меньше времени, все делается автоматически.
Ну а подпитывает нас, психологов, детский интерес, желание приходить на занятия, благодарность педагогов и родителей, чувство собственной необходимости, в этом я с Вами согласна.."
Добрый вечер. Есть желание продолжить разговор. Думаю что это важно. Мы психологи загружены большим объемом работы. Дополнительные часы в рамках ФГОС на внеклассную работу пока ничего не дали(детей забирают на ИЗО, футбол), еще какие то кружки. Лучшее что успеют выполнить часть уроков, а если нет- родители недовольны!
Успешность работы педагога замечается быстрее. Когда учитель работает много, профессионально- качество можно увидеть и услышать по итогам четверти.А у нас психологов все по другому. Мы работаем, помогаем родителям в процессе воспитания и обучения, ведем групповые занятия и насколько это результативно знает по большому счету узкий круг людей. Очень приятно, когда родители замечают положительные изменения в своем ребенке, учителя отмечают положительную динамику в ребенке и говорят об этом, а сами не понимают что это с их учеником?. Наша цель помочь, а не кричать об этом на всех углах.Принцип нашей работы конфиденциальность, если клиент хочет сохранить все в тайне, так и будет. Поэтому у некоторых педагогов, особенно у тех, кто не обращался за помощью, такие есть, хотя их мало. А насчет семинаров- проводим, выступаю часто. Сейчас уже отношусь к реакции педагогов на таким мероприятиях в основном спокойно, хотя иногда бывает мысль "Зачем все?" Я это и так знаю и использую, хочется учителям помочь, а они тетрадки в это время проверяют, разговаривают, торопятся, на лицах написано "быстрее бы из школы". К счастью есть и заинтересованные, которые приходят, заказывают лекции, памятки. В этом и есть трудности. Так хочется заинтересованной слаженной команды. Продолжаю надеяться и работать в направлении мотивации учителей, так как скучно и неинтересно работать с учителями, которые ничего не хотят. Где уж тут креативное мышление, Первая задача - учитель грамотный, заинтересованный, креативный. Тогда и учебный процесс, успешность ребят будут на другом уровне. Будем ставить цели и решать их как и всегда." Вам хорошо психологам, вы не умеете расстраиваться, да и нельзя вам..." Это миф, который всегда с нами.
психолог Гузель
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 14:57

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0