Анализируя и сопоставляя процесс обучения одаренных детей и детей с проблемами в развитии, в том числе и с проблемами в развитии речи, можно сделать вывод, что и те и другие нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные специалисты часто не могут выявить одаренных детей или определить уровень ограниченности их возможностей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные педагоги враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, так же, как и к детям с ограниченными возможностями, такие учителя часто используют в обучении детей тактику количественного увеличения (уменьшения) заданий, а не качественное их изменение.
Поведение педагога в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ребенка; работает в тесном взаимодействии с родителями.