Екатерина Валерьевна » 28 янв 2013, 11:41
Екатерина Балашова ПДО Орджоникидзевский р-н г.Уфа ДДТ "Новатор",педагог вокала.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
При выявлении одаренных детей в своей практике дошкольного учреждения мы дифференцируем следующие критерии:
1) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
3) потенциальные возможности ребенка к развитию.
Таким образом, процедура выявления и сопровождения одаренных детей является экологически валидной с точки зрения специфики детской одаренности и своеобразия признаков одаренного ребенка.
Мониторинг осущетсвляется посредством использования различных методов и форм: включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, в различные виды предметной деятельности, наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседа, анализ его достижений. Используются в практике психодиагностики, отбираемые в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка.
Результаты данного монторинга оформляется в виде электронного портфолио. Это яркое портфолио, основанное на применении ИКТ, позволяет быстро изменять информацию, вносить новое. Выполнено оно с применением аудио и видеозаписи, мультипликационных эффектов. Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития, возможность лучше понять ребенка. Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений воспитанника в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. В работу по наполнению электронного портфолио включены все участники образовательного процесса: дети, педагоги, родители.
При организации деятельности по составлению портфолио мы придерживаемся следующих принципов:
− единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной;
− совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития (совместное переживание минут радости, открытий).
Структура портфолио включает в себя ответы на вопросы: «Какой он (ребенок) хороший», «Какой он успешный», «Какой он умелый».
Таким образом, применение в образовательной практике предложенной инновационной формы выявления и оценки одаренности детей дошкольного возраста позволяет системно подойти к решению данной проблемы, спланировать дальнейший индивидуальный маршрут сопровождения дошкольника.