Системно-деятельностный подход в предметном обучении как главное условие реализации требований ФГОС нового поколения
Современная ситуация в обществе характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний-умений-навыков приходит Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий.
Без преувеличения можно сказать, что главным, определяющим в деятельности всех работников образования на многие годы вперёд становятся новые образовательные стандарты.
С 1 сентября 2011 года Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения является обязательным для 1-го класса, с 1 сентября 2015 года - для 5-го класса, а на ступени среднего полного (общего) образования (10-й класс) новый стандарт будет обязательным с 1 сентября 2020 года. Стандарты общего образования будут вводиться в действие поэтапно по ступеням общего образования, по мере готовности общеобразовательных учреждений к их реализации.
Какие новации заключены в Федеральном государственном стандарте нового поколения?
Во-первых, как было сказано выше, происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук.
Во-вторых, в прежней системе образования, определяющей была предметная направленность, ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме — компетентностный подход, то есть главным является личностный результат. В целом, происходит поворот всего образовательного сообщества на результат. Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. У нас никогда не отслеживался результат образования, тем более комплексный. Ответственность за результат в новом стандарте несут все, кто обеспечивает образовательный процесс.
По мнению Ирины Михайловны Логвиновой, заместителя директора Института стратегических исследований РАО, одного из разработчиков ФГОС начального общего образования, «...ребенок несет эту ответственность ни в коем случае не в первую очередь. Столько взрослых людей, целая государственная система работают, а оценивается только ребенок! Судьба зависит от того, какую он получит оценку, а ведь в этой оценке — работа всех».
В-третьих, методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта — развернуть школу на воспитание. Стандарт позиционирует школу как носителя социальной идентичности. «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».
Стандарт в первую очередь ориентирован на семью. Семья и школа — это партнёры, а не противоборствующие стороны. Как считает А. М. Кондаков, член-корреспондент РАО, необходим трёхсторонний договор о солидарной ответственности всех сторон в обучении школьника: семья — школа — муниципалитет.
В-четвёртых, новый стандарт означает отход от классно-урочной системы в школе. В этой связи, начиная с 1 по 11 класс, предусмотрена проектная деятельность, которая способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Что означает термин «фундаментальное ядро содержания общего образования»?
Как считают идеологи и разработчики нового образовательного стандарта, ключевым отличием его от предшествующих разработок состоит в том, что суть его идеологии составляет минимизированный подход к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Это и фиксируется термином «фундаментальное ядро содержания общего образования». Такой подход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса.
В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентноспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего второстепенного педагогически неоправданного материала.
Фундаментальное ядро определяет объём знаний, которыми должен овладеть выпускник школы, но не распределяет предлагаемое содержание по конкретным предметам и ступеням обучения. В основе системно-деятельностного подхода лежит идея развития личности через формирование универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
Авторы концепции развития универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов) отмечают, что ведущее направление новых образовательных стандартов — это реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей здесь становится обеспечение развития универсальных учебных действий как составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Эта концепция отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на значимом и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Впервые в сжатой, но вместе с тем в конкретной форме сформулированы личностные характеристики выпускника каждой ступени образования.
«Портрет выпускника начальной школы»:
— любящий свой народ, свой край и свою Родину;
— уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
— владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружаю-щих образа жизни.
«Портрет выпускника основной школы»:
— любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
— осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданственности, общества, многонационального российского народа, человечества;
— активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
— умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применить полученные знания на практике;
— социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
— уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
— осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
— ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
«Портрет выпускника школы»:
— любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
— осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонациональность российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
— креативный и критически мыслящий, активно целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей жизни;
— владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
— готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять исследовательскую проектную и информационную деятельность;
— осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством;
— уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
— осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
— подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, её нравственные основы.
Стандарт включает в себя три группы требований:
— к результатам освоения основной образовательной программы (начальное, основное и среднее (полное) образование);
— к структуре основной образовательной программы (ООП), в т. ч. требования к соотношению частей ООП и их объему, а также соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Основными результатами образования, согласно ФГОС нового поколения, должны стать:
• Формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования и готовность к самообразованию.
• Воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
• Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
У обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Достижение указанных результатов сможет обеспечить, по мнению разработчиков ФГОС нового поколения, возможность продолжения образования на всех ступенях системы непрерывного образования.
Таким образом, особенностью содержания современного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести). Но и формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.