Фатихова Л.Ф. » 31 янв 2012, 06:11
Формирование у детей с ОВЗ универсальных умений, в частности учебных, имеет, на мой взгляд, еще большую значимость, чем у нормально развивающихся детей. Фишка общеучебных умений состоит в том, что они позволяют овладеть специфическими умениями по тому или иному предмету. Если знания и умения по предмету формируются без опоры на общеучебные умения, то вся деятельность учителя проходит впустую. Н.Ф. Талызина относит к общеучебным умениям младшего школьника следующие: умение быть внимательным, умение работать с учебником, умение осуществлять контроль своей деятельности и др. Общеучебные умения тесно связаны с общеинтеллекутальными умениями и во многом даже идентичны. К общеинтеллектуальным, также как к общеучебным, относятся умения доказывать, делать выводы, формировать понятия, анализировать, обобщать и т.д. Общеучебные умения при своей универсальности оторваны от конкретной ситуации и формируются только через предметные умения. К примеру, общеучебное умение анализировать формируется на предметах математики (через формирование умения анализировать текст задачи и т.п.), русского языка (через формирование умения производить слоговой или звуковой анализ слова, производить анализ предложения и др.), литературы (через умение анализировать текст произведения). То же относится и к другим общеучебным умениям.
Как же сделать так, чтобы учебные умения, формируемые на разных школьных дисциплинах, стали универсальными? Ответ: формировать их по единому алгоритму. И таким алгоритмом для нас, коррекционщиков, да и для учителей массовой школы, я думаю, является поэтапное формирование умственных действий, основанное на теории П.Я. Гальперина.
Как известно П.Я. Гальперин выделял 3 универсальных умения, которые, в свою очередь, являются этапами формирования умений, - это:
1) ориентировка в задании (в теории П.Я. Гальперина чаще всего звучит как ориентировочная основа действия - ООД), предполагает показ взрослым способа выполнения действия, в результате которого у ребенка формируется определенный образец, карскас его будущего действия. ООД может иметь разную степень сформированности и степень эта зависит от возраста ребенка и от уровня развития его интеллекта. Например, у ребенка с умственной отсталостью, это уровень будет существенно ниже, чем у ребенка с сохранным интеллеком, но это, тем не менее не снимает задачу, стоящую перед нами, эту ООД сформировать;
2) планирование (совокупность действий, которые учащийся планирует при решении интеллекутальной или учебной задачи). Естественно, что способность к планированию также зависит от возможностей ребенка, для ребенка с проблемами психического развития планирование предполагает помощь со стороны педагога и более длительный период обучения этому умению;
3) самоконтроль (способность ученика осуществлять контроль ви результат выполнения свего действия и при необходимости производит коррекцию этого действия). У детей с ОВЗ возможности осуществлять самоконтроль значительно снижены, но это не значит, что эту задачу при обучении ребенка надо снимать.
Теперь обратимся к этапам формирования общеучебных умений. В классической теории Гальперина таких этапов 5:
1) этап формирования ориентировочной основы действия;
2) этап формирования умственного действия на внешнем уровне (на уровне действий с предметами, например, счет на палочках);
3) этап формирования действия во внешней громкой речи (например ребенок читает или считает вслух без опоры на предметные действия);
4) этап формирования "громкой речи про себя" (ребенок читает или считает про себя для слушателей, а для себя его речь остается громкой, т.е. действие еще не свернуто полностью);
5) ребенок выполняет действие на уровне внутренней речи, т.е. действие полностью свернуто и сформировано.
Любое универсальное умение формируется по данной схеме, как у нормально развивающегося ребенка, так у ребенка с нарушенным развитием. Разница состоит только в темпах продвижения по данным этапам. Задача коррекционных педагогов при формировании общеучебных умений у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы формируемое умение наложить на этапы, выдленные П.Я. Гальпериным, и развернуть их, т.е. среди этапов выделить и подэтапы, которые будут отражать темп усвоения ребенком умения. Так, чем ниже уровень интеллектуального развития ребенка, тем больше должно быть этапов, и тем более, длителен будет процесс обучения этому умению.
Для того, чтобы выделить эти подэтапы педагогу, конечно, нужен очень высокий уровень профессионализма и научного мышления, выражаясь словами Л.С. Выготского "чем ниже уровень интеллекта ребенка, тем выше должен быть уровень интеллекта педагога, его обучающего" (за точность цитаты не ручаюсь.