Методическая копилка

Модератор: Мустафина З.Ф.

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 31 янв 2016, 08:39

http://www.mathematics.ru
«Открытый колледж» по математике. Алгебра, функции и графики, планиметрия, стереометрия. Тренажеры по решению алгебраических уравнений. Методические разработки (учителю). Раздел «математика в интернете» содержит обзор интернет-ресурсов и постоянно обновляется.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 31 янв 2016, 08:36

http://school-collection.edu.ru/collection/matematika/
Конспекты разработок уроков по избранным темам школьной программы по математике. Видеозаписи лекций по математике. Анимационные ресурсы по математике.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 31 янв 2016, 08:34

http://www.mccme.ru/free-books/
На этой странице сайта Московского центра непрерывного математического образования размещены материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг, представленный авторами и издательствами, а также записи лекций, сборники задач, программы курсов.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 31 янв 2016, 08:31

http://fipi.ru
Сайт Федерального института педагогических измерений. Размещены контрольные измерительные материалы ЕГЭ и экзамена в новой форме для 9 класса, пособия для подготовки к экзаменам.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 31 янв 2016, 08:28

http://www.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование».

В разделе «Базовые информационные ресурсы для общего образования» учителям математики полезны следующие вкладки:
• Книги, CD/DVD/, аудио/VHS, оборудование и наглядные пособия.
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (или по адресу: http://school-collection.edu.ru). Войти в каталог, пометить предмет (математика, алгебра, геометрия) и класс (5-11). Представлены наборы цифровых ресурсов к учебникам: «Алгебра и начала анализа» 10-11 кл., Колмогоров А.Н. и др.; «Алгебра» 7-9 кл., Макарычев и др.; «Геометрия» 7-9 кл., Атанасян Л.С. и др.; «Геометрия» 7-9 кл., Шарыгин И.Ф.; «Геометрия» 8,9 кл, дополнительные главы к учебнимку Атанасян Л.С. и др.; «Математика» 5,6 кл., Зубарева И.И., Мордкович А.Г.; «Математика» 5,6 кл., Волович М.Б. Конспекты уроков, презентации, флеш-ролики.
• Ресурсы для открытой мультимедиасреды ( или по адресу: http:/ fcior.edu.ru). Войти в каталог, затем выбрать предмет математика. В каталоге представлены электронные учебные модули (ЭУМ). В соответствии с программой обучения весь школьный курс по каждому предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Для каждого ТЭ имеется три типа ЭУМ: модуль получения информации ( И-тип), модуль практических занятий (П-тип), модуль контроля (К-тип). Каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе числе дистанционных.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 31 янв 2016, 08:23

http://window.edu.ru/window/method/
В целях повышения эффективности работы с образовательными ресурсами в ИС «Единое окно» создан раздел «Методическая помощь», в котором представлена следующая справочная и методическая информация:
Общие рекомендации по работе с системой;
Электронная версия данного информационно-методического пособия;
Методические разработки и опыт учителей-предметников по применению ИС «Единое окно» в учебном процессе;
Инструкция по работе с поисковой системой и использованию языка запросов;
Примеры поиска ресурсов в каталоге и библиотеке ИС «Единое окно»;
Ответы на часто задаваемые вопросы пользователей;
Сведения о программах для просмотра файлов, представленных в библиотеке пособий и рекомендации по их установке.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 08 янв 2016, 08:18

В помощь учителям математики.
Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.»
Тип урока: открытие «нового» знания
Автор: И.М. Мирясова (г. Москва, шк. № 138), Л.А. Грушевская.
Основные цели:
1) формировать способность выводить правила на примере правила умножения и деления деся-тичных дробей на 10, 100, 1000, тренировать умение применять новое знание на практике, точ-но и последовательно выстраивать рассуждения, переходя от частного к общему, оценивать собственную деятельность на уроке;
2) сформировать умение умножать и делить десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т.д., сопостав-лять правило умножения и деления обыкновенных дробей с правилом умножения и деления де-сятичных дробей, доказывать истинность правила умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.
Оборудование.
Демонстрационный материал:
1) план работы по теме:
ДРОБИ
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДЕСЯТИЧНЫЕ
ЗАПИСЬ ЗАПИСЬ, ПЕРЕВОД
СРАВНЕНИЕ СРАВНЕНИЕ
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ЧИТАНИЕ
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ?
?
?
?

2) опорный сигнал умножения дроби на натуральное число (из урока № 99, Д-6);
3) алгоритмы умножения смешанных чисел на натуральное число (из урока № 101, Д-8);
4) алгоритмы деление дроби на натуральное число (из урока № 107, Д-5);
5) первый алгоритм деления смешанных чисел на натуральное число (из урока № 109, Д-7);
6) второй алгоритм деления смешанных чисел на натуральное число (из урока № 109, Д-8);
7) алгоритм десятичной записи (из урока № 131, Д-4);
8) задания для актуализации знаний:
230,7; 2307; 23070; 0,0028; 0,00028; 0,000028
9) пробное задание:
За 100 книг заплатили 9876, 5 рублей. Сколько надо заплатить за 10 таких книг?

10) правило умножения и деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.:
При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. запятая переносится на 1, 2, 3 и.т.д. разряда вправо, а при делении – соответственно на 1, 2, 3 и т.д. разряда влево.
11) карточка с заданиями для этапа повторения:
1) Найти значение выражения 5,9a + 78,1 : b, если a = 10, b = 100
2) Решить уравнение x : 100  10 = 0,2
3) Решить задачу № 920 (1)

Раздаточный материал:
1) эталон для самопроверки самостоятельной работы:
№ 913
2,3  10 = 23;
9,468  100 = 946,8;

0,625  1000 = 625;

31,17  10 000 = 311 700 При умножении десятичной дроби на 10 запя-тая переносится на 1 разряд вправо.
При умножении десятичной дроби на 100 за-пятая переносится на 2 разряда вправо.
При умножении десятичной дроби на 1000 за-пятая переносится на 3 разряда вправо.

При умножении десятичной дроби на 10 000 запятая переносится на 4 разряда вправо.
№ 915
73,8 : 10 = 7,38;
228,3 : 100 = 2,283;

7819,2 : 1000 = 7,8192;

560,9 : 10 000 = 0,05609 При делении десятичной дроби на 10 запятая переносится на 1 разряда влево.
При делении десятичной дроби на 100 запятая переносится на 2 разряда влево.
При делении десятичной дроби на 1000 запя-тая переносится на 3 разряда влево.
При делении десятичной дроби на 10 000 запя-тая переносится на 4 разряда влево.
2) образец выполнения задания на этапе повторения:
1) 5,9a + 78,1 : b
Если a= 10, b= 100, то 5,9  10 + 78,1 : 100 = 59 + 0,781 = 59,781;
2) x : 100  10 = 0,2;
х : 100 = 0,2 : 10;
х : 100 = 0,02;
х = 0,02  100;
х = 2
Ответ: 2

3) № 920 (1)
20 : 1000 = 0,02 (см)
Ответ: толщина листа 0,02 см
3) карточка для этапа рефлексии:
1. Мне понятно, как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.____________________
2. Я смогу применить правило умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.__________
3. Мне понятно, как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д._____________________
4. Я смогу применить правило деления десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д._____________


Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность;
2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: действия с десятич-ными дробями.
3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1:
– Сегодня вы будете настоящими исследователями, и, я думаю, «откроете» новое знание. Как вы это будете делать?
- А вот, что это будет за новое знание вы попробуете определить анализируя таблицу.
На доску вывешивается карточка Д-1.
- Посмотрите на доску:
ДРОБИ
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДЕСЯТИЧНЫЕ
ЗАПИСЬ ЗАПИСЬ, ПЕРЕВОД
СРАВНЕНИЕ СРАВНЕНИЕ
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СЛОЖЕНИЕ И ЧИТАНИЕ
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ?
?
?
?
– Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? (Правая.)
– Почему? (Так, как на предыдущих уроках мы изучали сложение и вычитание десятичных дробей, продвигаясь, по этой дороге, мы узнаем новое, левая дорога – это дорога повторения.)
- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения но-вого знания: запись и чтение десятичных дробей, представление десятичных дробей в виде обыкновенных дробей, критерий перевода обыкновенных дробей в десятичные дроби, построе-ние моделей, умножение и деление дробей и смешанных чисел на натуральные числа;
2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового
знания: анализ, сравнение, обобщение;
6) мотивировать к выполнению пробного действия;
7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
На доске пронумерованные эталоны Д-2 – Д-7.
Учащиеся работают на планшетках и показывают результаты учителю, в случае неправильных ответов учитель выясняет способ действия с учеником, который допустил ошибку.
- Запиши дроби: а) «двадцать три целых семь сотых» (23,07);
б) «нуль целых двадцать восемь тысячных» (0,028).
– Как называются знаки после запятой? (Десятичные.)
– Как определить количество десятичных знаков? (В десятичной дроби после запятой стоит столько же цифр, сколько нулей в знаменателе соответствующей обыкновенной дроби.)
- Назовите номер эталона, который вам помог выполнить задание и ответить на вопрос.
- Запишите к данным дробям соответствующие им обыкновенные дроби. (23 ; .)
– Всегда ли возможен перевод из десятичной дроби в обыкновенную дробь? (Да, всегда.)
- Найдите произведение первой дроби на 10; 100 и 1000 частное от деления второй дроби на 10; 100; 1000. (230 ; 2307; 23070; ; ; .)
- Какой эталон вы использовали при нахождении произведения и частного дробей на 10; 100 и 1000?
- Представьте смешанные числа и обыкновенные дроби в виде десятичных дробей. (230,7; 0,0028; 0,00028; 0,000028.)
- Назовите номер эталона, которым вы воспользовались.
На доске ряд чисел (Д-8): 230,7; 2307; 23070; 0,0028; 0,00028; 0,000028.
- Сравните числа 23,07 и 0,028 с числами данного ряда, что интересного вы замечаете?
- Что вы повторили?
На доску вывешивается карточка с пробным заданием (Д-9).
- Составьте выражение для ответа на вопрос задачи. (9876,5 : 100  10.)
- Это для вас является новым заданием
- Как бы вы смогли найти значение данного выражения? (Да, надо представить десятичную дробь в виде смешанного числа и, использовать алгоритмы деления и умножения смешанных чисел на натуральное число.)
- Я вам предлагаю выполнить это задание, не переходя к обыкновенным дробям, устно, запи-шите ответ на планшетках и покажите мне.
- У кого нет ответа?
- Сформулируйте своё затруднение? (Мы не смогли устно разделить десятичную дробь на 100 и умножить результат на 10.)
- У кого есть ответы?
Результаты фиксируются на доске.
- Кто уверен, что правильно нашёл значения числового выражения?
- Какой эталон вы использовали при выполнении задания?
- В чём у вас затруднение? (Мы не можем предъявить эталон, которым воспользовались при нахо-ждении устно значения числового выражения.)

3. Выявление места и причины затруднения
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций;
2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;
3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, поняти-ем и т.д.);
4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Какое задание вы должны были выполнить? (Найти значение числового выражения устно.)
- Что именно вы должны были сделать? (Мы должны были разделить десятичную дробь на 100 и результат умножить на 10.)
- Чем вы пользовались при выполнении задания? (...)
– Где возникло затруднение? (Мы не знаем, как разделить десятичную дробь на 100 и как ум-ножить на 10.)
- Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет быстрого, удобного, устного способа умноже-ния и деления десятичных дробей на 10 и 100.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
организовать построение проекта выхода из затруднения:
- учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего за-труднения);
- учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
- учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);
- учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной це-ли.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Сформулируйте цель вашей деятельности? (Построить быстрый способ умножения и деления десятичных дробей на 10 и 100, научиться применять, построенный способ.)
– Назовите тему урока. (Умножение и деление десятичных дробей на 10. 100. 1000 и т.д.)
Тема записывается на доске.
- Но вы сказали, что могли бы найти значение, получившегося выражения, значит, чем вы мо-жете воспользоваться для построения нового правила. (Правилом представления десятичных дробей в виде смешанных чисел и обратно, алгоритмом умножения и деления смешанных чисел на натуральное число.)
- Составьте план действий. (Можно найти значение частного и произведения старым способом, проанализировать результаты, сделать вывод, построить новый способ.)
5. Реализация построенного проекта
Цель:
1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;
2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;
3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
4) организовать фиксацию преодоления затруднения;
5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организация учебного процесса на этапе 5:
Дальше работу можно организовать в группах. Каждая группа получает своё задание.
«Умножить десятичную дробь 1,234 на 10 (1 и 2 группы), на 100 (3, 4), на 1000 (5, 6)».
Учащиеся работают на планшетках.
Результаты 1 и 2 группы:
1,234  10 =  10 = 10 = = 12,34
Запятая в данной дроби сместилась вправо на один знак.
Результаты 3 и 4 группы:
1,234  100=  100 = = = 123,4.
Запятая в данной дроби сместилась вправо на два знака.
Результаты 5 и 6 группы:
1,234  1000=  1000 = 1234
Запятая в данной дроби сместилась вправо на три знака.
Три группы вывешивают результаты своей работы и комментируют. Каждая группа формули-рует свой вариант правила.
– А теперь обсудите в группах следующий вопрос: что будет происходить с десятичной дробью при делении на 10. 100. 1000 и т.д.? (Запятая, наверное, будет перемещаться влево на соответст-вующее количество знаков, и число будет уменьшаться в соответствующее число раз.)
– А почему для высказывания вы использовали антонимы к словам «вправо» – «влево», «увели-читься» – «уменьшиться»? (Так как операция деления – это операция обратная умножению и поэтому всё будет происходить наоборот.)
– Покажите это на примере.
Учащиеся проводят доказательство, работая в группах.
Группы 1 и 2 – делят на 100; 3 и 4 – делят на 1000, 5 и 6 – делят на 10.
1,234 : 100 = = 0,01234
Запятая сдвинулась влево на два знака.
1,234 : 1000 = = 0,001234;
Запятая сдвинулась влево на три знака.
1,234 : 10 = = 0,1234;
Запятая сдвинулась влево на один знак.
- Вы доказали своё предположение?
– Так, как разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.? (Перенести запятую на 1, 2, 3 и т.д. разряда влево.)
На доску вывешивается эталон Д-10.
– Теперь вы сможете решить задачу из пробного действия устно? (Да ответ 9876,5 : 100  10 = 98,765  10 = 987,65 рублей заплатили за 10 книг.)
6. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.

Организация учебного процесса на этапе 6:
№ 913 (из второй строки два примера).
Учащиеся работают у доски, комментируют свои действия.
0,39  100, что бы умножить на 100 надо запятую перенести на два знака вправо получится 39.
5,2  1000, что бы умножить на 1000 надо запятую перенести на 3 знака вправо, вместо недос-тающих знаков поставить нули, получится 5200.
№ 915 (из второй строки два примера)
Задание выполняется в парах, одна пара работает у доски (на закрытой части), класс проверяет правильность выполнения задания по записям на доске.
50,6 : 100, что бы разделить на 100 надо запятую перенести на два знака влево, получится 0,506
15, 3 : 1000, что бы разделить на 1000 надо запятую перенести на три знака влево, вместо не-достающих цифр слева приписываем нули, получится 0,0153.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с под-робным образцом);
3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой про-верки);
4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Для самостоятельной работы предлагается выполнить №№ 913, 915: из первых строк выбрать и решить по два примера на выбор (каждый ученик решает 4 примера).
Учащимся раздаются эталоны для самопроверки (Р-1).
- У кого возникли затруднения при выполнении задания?
- В каком месте?
- Почему у вас возникло затруднение?
- Кто правильно выполнил задание?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: нахо-ждение значения буквенных выражений;
2) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: решение уравне-ний и текстовых задач.
Организация учебного процесса на этапе 8:
На доску вывешивается карточка (Д-11) с заданиями.
– Выбрать из предложенных заданий одно и решить.
Для проверки заданий учащимся раздаются подробные образцы с решениями (Р-2).

9. Рефлексия деятельности на уроке
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требо-ваний, известных учащимся;
3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Вам удалось решить основную проблему урока? (Да, мы научились умножить и делить деся-тичные дроби на 10, 100, 1000.)
– Какие знания, полученные ранее, позволили «открыть» новое? (Правило умножения и деле-ния обыкновенных дробей на натуральное число, умение переводить десятичные дроби в обык-новенные и наоборот.)
- Проанализируйте свою работу.
Учащиеся работают с карточками рефлексии (Р-3).
Домашнее задание:
П.4.2.2.; № 942 выбрать один столбик и решить; по желанию – придумать схему, которая отра-жает правило умножения и деления на 10, 100, 1000 и т.д.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 08 янв 2016, 08:13

Характеристика образовательной области «Математика» в условиях реализации ФГОС.

В общеобразовательной организации все содержание образования разбивается на отдельные области. Математика рассматривается в качестве одной из самостоятельных образовательных областей и включает следующие дисциплины:
- математика в начальной школе и в основной школе (5-6 кл.);
- алгебра и геометрия в основной школе (7 - 9 кл.);
- геометрия, алгебра и начала анализа в старшей школе (10-11 кл.);
- алгебра и математический анализ, геометрия в старшей специализированной (профильной) школе (10-11 кл.).
Предметными подобластями образовательной области «Математика» являются: теория числовых систем, теория тождественных преобразований, теория элементарных функций (алгебраических, трансцендентных), теория элементарных уравнений, неравенств, их систем и методов решения, элементы математического анализа и его приложения, теория приближенных вычислений, плоские и пространственные фигуры, их свойства, геометрические величины, геометрические преобразования, элементы комбинаторики и теории вероятности, математические методы, методы решения задач.
Освоение образовательной области «Математика» учащимися происходит постепенно. В связи с этим выделяют уровни математической образованности:
- элементарная грамотность (начальная школа);
- функциональная грамотность, которая характеризуется как овладение познавательными средствами, необходимыми для дальнейшей жизнедеятельности в различных сферах. К ее аспектам относятся: владение простейшими вычислительными и другими техническими алгоритмами, а также способность к реализации простейших интеллектуальных умений, связанных с практической деятельностью;
- уровень общекультурной компетентности, который считается достигнутым, если обучающийся демонстрирует способность реализовать перечисленные выше интеллектуальные умения даже на сравнительно невысоком техническом и понятийном базисе. Достижение такого уровня- важнейшая задача преподавания математики в классах, обучаемых по базовой программе. Для обучающихся, этого уровня, должно быть характерно осознание границ своей компетентности, места новых математических знаний в системе усвоенных, понимание места математики в современном мире;
- уровень допрофессиональной компетентности может считаться достигнутым, если обучающийся обладает подготовкой, необходимой для продолжения образования в данной предметной области. Обучающийся должен быть способен к реализации перечисленных интеллектуальных умений на сравнительно широком понятийном материале при сравнительно высоком уровне развития технических умений. При этом он должен критически анализировать достигнутый им уровень, соотносить его с существующими уровнями требований. Для достижения этого уровня целесообразно изучать математику на углубленном (расширенном) уровне уже в основной школе;
- уровень методологической компетентности может считаться достигнутым, если обучающийся демонстрирует подготовленность к творческой деятельности в области математики, т.е. способность к применению полученных знаний и умений в нестандартных ситуациях. При этом обучающийся должен быть способен к реализации перечисленных интеллектуальных умений на весьма богатом понятийном материале при высоком уровне владения техническими навыками. Он должен свободно ориентироваться в методах элементарной математики, знать особенности и области их применения.
Определение степени достижения каждого из обозначенных уровней может осуществляться: как в процессе обучения математике (различные формы контроля, включая итоговые тематические контрольные работы), так и при проведении итогового контроля (выпускные экзамены).
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 24 дек 2015, 13:15

Ключевые термины образовательных стандартов
Нормативно-правовая база
Федеральные документы
(разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации)

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН — нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную); определяющий максимально допустимую нагрузку при 5- и 6-дневной учебной неделе по классам, а также количество недельных часов для финансирования. См. ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА.
БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ — система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность. Данные направления в различной степени коррелируют между собой и влияют друг на друга.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА — часть базисного учебного (образовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса.
ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ — см. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — наиболее общие характеристики индивидуальных и общественных потребностей в образовании, направленных на формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении (национальное единство и безопасность); подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на знаниях (развитие человеческого капитала); фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.
ДУХОВНО-МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — см. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА — часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — потребности личности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); органичное вхождение личности в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества (социальная успешность); развитость у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ, — ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА — система широкого доступа каждого субъекта (учителя, ученика, родителя) образовательного процесса к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ — умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную компетенции в сфере личностного самоопределения и др.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ — способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ — способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ — способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ — способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые — метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ — совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, способностью ориентироваться в пространстве культуры.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации. Оценка профессиональной компетенции проводится многими фирмами по специально разработанным программам. С этой целью применяются биографический метод, интервью, тестирование, групповые методы оценки персонала, психодиагностические методики.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ — способности и умения, обеспечивающие человеку возможность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.
КОМПЕТЕНЦИЯ — 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА — совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ — показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования: адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандарта; условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего образования и их соответствие требованиям стандарта; ресурсное обеспечение образовательного процесса (в том числе его кадровое обеспечение) и их соответствие требованиям стандарта; реализуемые в образовательном процессе и достигаемые учащимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандарта, так и на уровне его ресурсного обеспечения.
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ СТАНДАРТОВ — требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом, позволяющие регулировать развитие системы образования на основе разработанных федеральных государственных образовательных стандартов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — система ценностных отношений обучающихся — к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (УСЛОВИЯ) ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды).
МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья учащихся, норм учебной нагрузки, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении, требований к оформлению и изданию книг, учебников и учебных пособий, соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению, световому и микроклиматическому режиму; к учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ — освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой.
НАЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ — создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой; быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО — высокая степень самоидентификации граждан одной страны с существующей системой ценностей и идеалов.
НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ — интегральное описание совокупности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, структурируемое по сферам ресурсного обеспечения общего образования. К ним относятся: гигиенические требования; кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; материально-техническое и учебно-материальное обеспечение.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ — см. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ) — запросы, интегрирующие потребности личности и семьи до уровня социальных потребностей. К их числу относятся: следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений (безопасный и здоровый образ жизни); осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор (свобода и ответственность); освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей (социальная справедливость); активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики (благосостояние).
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ — выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ — важнейший механизм реализации основной миссии образования — формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны, представленной в виде конвенциональной нормы, общественным договором между семьей, обществом и государством в области образования.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ —функции, направленные на обеспечение права на полноценное образование посредством Стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования; на обеспечение единства образовательного пространства страны за счет перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования; на обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; критериально-оценочная функция, проистекающая из понимания сущности Стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты Стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом; функция повышения объективности оценивания на основе критериально ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых Стандартом.
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — сроки и условия введения стандартов в массовую практику общеобразовательных учреждений, определяемые постановлением Правительства Российской Федерации, включающие требования к разработчикам: комплексно разрабатывать пакет нормативов и рекомендательных документов, обеспечивающих исполнение стандартов; обязательно предоставлять всю информацию о ходе, порядке и процедурах разработки стандартов, отчеты и доклады о вносимых изменениях, а также иные сведения, связанные с разработкой, утверждением и введением стандартов общего образования; обязательно предоставлять возможность представителям общественности и средствам массовой информации участвовать в процедурах рассмотрения и принятия решений по проектам стандартов общего образования, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия как внутри законодательных органов государственной власти, так и между законодательным и исполнительным органами государственной власти либо между государственными органами власти и органами местного самоуправления, общественными организациями (объединениями), иными объединениями юридических лиц (ассоциаций и союзов); обязательно проводить научно-педагогическую, общественную и правовую экспертизу проектов стандартов общего образования с целью обеспечения методологического единства всех разрабатываемых документов; научной и правовой обоснованности предлагаемых решений, ориентирования их на использование новейших достижений науки, техники и технологии; национальной, экологической, технологической и общественной безопасности и экономической целесообразности решений, связанных с выполнением стандартов общего образования и использованием научных и научно-технологических результатов в практической образовательной деятельности; защиты прав интеллектуальной собственности на результаты научно-педагогической деятельности и авторских прав.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — конкретные элементы социального опыта — знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ — программы, имеющие ориентирующий характер, включающие пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ — перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов: социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум); многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ — программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования; описание связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, — ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, — способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ — система и состав инструментария, включающие описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания; формы представления результатов; условия и границы применения.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ — подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ — требования общества, интегрирующие потребности личности и семьи в области общего образования, сформировать у обучающихся умения вести безопасный и здоровый образ жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; активную жизненную позицию, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики; идеалы равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей; осознание нравственного смысла свободы и ее неразрывной связи с ответственностью, развитое правосознание, умение делать осознанный и ответственный личностный выбор.
СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ — государственная норма, важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность требований, регулирующих деятельность системы общего образования, на основе (с учетом) которой производится разработка: примерных (базисных) образовательных планов и программ; системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах; положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям; экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы; системы аттестации педагогических работников; контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования; подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ — комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. См. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, — система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования: укомплектованность кадрами, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию. См. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ — описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены требованиями субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. Требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования, характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы, являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ — система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования.
Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ — интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др. сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ — в соответствии с Федеральным законом №309-ФЗ от 5 декабря 2007 года «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т. п.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ, — основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной школе — способности к решению учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные навыки и умения; практические и обобщенные способы деятельности. См. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.
ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, являющаяся механизмом реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права.
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Re: Методическая копилка

Сообщение Мустафина З.Ф. » 24 дек 2015, 13:03

Ссылки в помощь учителям:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании: федеральный образовательный портал http://www.ict.edu.ru
Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru
Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО http://iit.metodist.ru
Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) http://www.intuit.ru
Конструктор школьных сайтов (Некоммерческое партнерство «Школьный сайт») http://www.edusite.ru
Конструктор образовательных сайтов (проект Российского общеобразовательного портала) http://edu.of.ru
Лаборатория обучения информатике Института содержания и методов обучения РАО http://labinfo.ioso.ru
Непрерывное информационное образование: проект издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» http://www.metodist.lbz.ru
Первые шаги: уроки программирования http://www.firststeps.ru
Программа Intel «Обучение для будущего» http://www.iteach.ru
Проект AlgoList: алгоритмы и методы http://algolist.manual.ru
Проект Alglib.ru: библиотека алгоритмов http://alglib.sources.ru
Проект Computer Algorithm Tutor: Дискретная математика: алгоритмы http://rain.ifmo.ru/cat
Сайт RusEdu: информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info
Учителям информатики и математики и их любознательным ученикам: сайт А.П. Шестакова http://comp-science.narod.ru
Конференции и выставки Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» http://ito.edu.ru
Всероссийская конференция «Информатизация образования. Школа XXI века» http://conference.school.informika.ru
Всероссийские научно-методические конференции «Телематика» http://tm.ifmo.ru
Международные конференции «Математика. Компьютер. Образование» http://www.mce.su
Уральские олимпиады по программированию, информатике и математике http://contest.ur.ru
Дидактические материалы по информатике и математике
Портал CITForum http://citforum.ru/
Школьный университет: профильное и индивидуальное IT-обучение http://club.itdrom.com/
Математика и программирование http://mathprog.net/
HTML-справочник http://html.manual.ru/
Логические игры и задачи на логику http://www.nazva.net
Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su
Электронные образовательные ресурсы нового поколения http://eor-np.ru
Сайт Министерства образования Республики Башкортостан http://morb.ru/
Информационно-образовательный Портал Республики Башкортостан http://oprb.ru
Портал системы образования Республики Башкортостан http://edu02.ru
Интернет-олимпиада АЛИМ http://www.alimstars.ru
Сообщество учителей информатики РБ http://www.oivt.ru/
В помощь для подготовки школьников к итоговой аттестации:
http://ege.yandex.ru
http://reshuege.ru/
http://kpolyakov.spb.ru/school/robots/download.htm
http://pascalabc.net/
http://ptaskbook.com/ru/taskbookreg.php
http://informatics.mccme.ru/
Мустафина З.Ф.
 
Сообщения: 459
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:52

Пред.След.

Вернуться в Математика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron